Louis_Marie_-Martin_04-e1425548275470

18 октября в Риме папой Франциском были причислены к лику святых супруги Луи и Мари-Зели Мартен – родители святой Терезы Младенца Иисуса и Святого Лика. Жизнеописание святых супругов прекрасно изложено Антонио Сикари в его «Портретах святых», а так же свет на многие детали проливает известная автобиографическая книга их святой дочери – «История одной души». Поэтому напомним об основных событиях их жизни лишь вкратце с тем, чтобы потом остановиться и поразмышлять над вопросом – каким образом простому мастеру-часовщику и простой мастерице по изготовлению кружева удалось воспитать пять дочерей, которые все до одной посвятили себя Богу?

Сын французского офицера Луи Мартен в молодости мечтал о монашеском уединении, но препятствием для этой мечты оказалось незнание им в совершенстве латыни. Тогда Луи освоил специальность часовщика и со временем открыл мастерскую и небольшой магазин. Удивительно действие Провидения! Будущая жена Луи Зели Герен, уроженка Нормандии, так же имела намерение поступить в монастырь вслед за своей старшей сестрой, но настоятельница сказала, что на это нет воли Божьей. Смиренно приняв отказ, девушка попросила Бога послать ей много детей. После этого она поступила в мастерскую по изготовлению алансонского кружева и, овладев искусством плетения, вскоре открыла свое дело. Когда Луи и Зели познакомились, ему было 35, а ей – 27 лет. Они оба были выходцами из глубоко верующих семей. У супругов Мартен родилось девять детей, четверо из которых умерли в раннем детстве. Будущая Святая Тереза из Лизье была самым младшим ребенком в семье. Когда Терезе было всего четыре года, ее мать Зели скончалась после продолжительной болезни. Воспитанием дочерей занялся отец, до конца своих дней являя пример красивого, мудрого, нежного отцовства.

Зачастую нам бывает сложно смириться с малейшими неприятностями. Если что-то в жизни начинает идти не по нашему плану, мы ропщем на Бога и предъявляем Ему претензии. Поразмышляем, честно заглянув в свою душу, пережила бы наша вера такие испытания, какие выпали на долю супругов Мартен – смерть четырех детей и смерть в расцвете лет любимого супруга? Биографы пишут о том, что чета Мартен стойко и с большим доверием к Богу переносила уходы из жизни детей. А на вопрос друзей и родственников о том, почему он так спокоен после смерти жены, Луи ответил: «Моя святая жена ждет меня на небесах».

Антонио Сикари замечает: «История этих двух супругов – странная во многих отношениях. Или, лучше сказать, она до такой степени нормальна в христианском смысле, что кажется странной всем тем, кто считает веру второстепенным фактором своего существования». Действительно, только с позиций веры можно объяснить то, что Зели, впервые увидев будущего мужа, услышала голос, принадлежавший, по ее собственному свидетельству, Пресвятой Богородице: «вот тот, кого Я приготовила для тебя». По-детски трогательная и простая вера помогла супругам прожить первый год своей совместной жизни в целомудрии, взяв на воспитание ребенка-сироту. Вера питала силами Луи и Зели в их тяжелом кропотливом труде на благо семьи (несмотря на рождение девяти детей Зели не оставила работы и до тех пор, пока смертельная болезнь не подкосила ее, трудилась в своей мастерской по изготовлению кружев). Вера помогала им идти на жертвы (Луи сократил свое дело в часовой мастерской, чтобы развить дело жены). Повинуясь вере, супруги каждый день участвовали в Святой Мессе, часто бывали в паломничествах, участвовали в благотворительных проектах. Вера и сделала жизнь супругов Мартен «странной» с обывательской, мирской точки зрения, но, одновременно, вера помогла им стать святыми проводниками для тех семей, которые хотят жить со Христом.

Мы видим, что вера Луи и Зели Мартен была живой, реальной – она не заканчивалась за порогом храма и пронизывала все аспекты их семейной жизни – такие как работа, болезни и смерти, уважение друг друга, отношение к бедным и страдающим, интимная жизнь. Конечно, вера целиком и полностью определяла то, как супруги воспитывали своих детей. В основе воспитания лежало убеждение – детей посылает Бог, их настоящая отчизна – Царствие Небесное, поэтому все должно соотноситься с делом спасения души. Показательно в этом отношении письмо, которое Зели Мартен написала своей золовке в связи со смертью ее ребенка: «Когда я закрывала глазки своим милым деткам и хоронила их, я испытывала сильную скорбь, но моя скорбь всегда была покорной. Я не жаловалась на страдания и тревоги, которые перенесла ради них. Многие мне говорили: «Было бы лучше, если бы у вас никогда их не было». Я не могла выносить подобных речей. Я не верю, что страдания и тревоги матери могут быть положены на те же самые весы, что и вечное счастье моих детей. К тому же они не всегда потеряны: жизнь коротка и полна горя, я встречу их на небесах!» (Письмо от 17 октября 1871 г.)

Из всех благ мира более всего Луи и Зели желали своим детям святости и сами неустанно стремились к ней не как к чему-то недоступному, а как к реально достижимому состоянию непрерывного служения Богу! «Я хочу стать святой, но это будет нелегко, следует многое обтесать, а дерево твердо как камень», – писала Зели. Старшим дочерям в пансион она неоднократно отправляла письма, подобные этому: «Нужно хорошо служить Господу Богу, мои дорогие дочки, и постараться быть однажды в числе святых, праздник которых мы сегодня отмечаем» (Письмо от 1 ноября 1873 г.)

Удивительно то, каким образом сочетались в воспитании дочерей Мартен проявления заботы, нежности, даже некоторой избалованности и четко прослеживаемой строгости. В одном из писем Зели Мартен пишет, что рада была бы не работать и все свое время посвящать воспитанию детей, но необходимо «собрать им приданое, а иначе, когда они вырастут, они будут недовольны нами!» (Письмо от 14 апреля 1868 г.) Это высказывание содержит в себе желание послужить, угодить – в буквальном смысле слова – своим детям. Но при этом Зели была очень требовательна к ним в плане молитвы и возрастания в святости. В семье действовал устав обязательно начинать день с того, чтобы «предать свое сердце Господу» через краткое воззвание: «Боже, предаю Тебе мое сердце, возьми его, если хочешь, так, чтобы никто больше не владел им, но только Ты, мой сладчайший Иисус!» Зели настаивала на подсчете добрых поступков, совершенных дочерьми, последовательно и педантично готовила каждую из них к первому Причастию, а также к каждой исповеди.

Что касается отца семейства Луи Мартена, то его воспитательный образ, который подробно описан Терезой в ее «Истории одной души», так же содержит много самопожертвования и нежности, граничащей с сентиментальностью. Но при этом отец строг в том, что касается влияния соблазнов мира на души его драгоценных дочерей. Он категорически запрещает кому бы то не было говорить дочерям комплименты, от которых в их сердца «могло бы проникнуть тщеславие», он ограждает их от фривольной литературы и пустого общения, с раннего детства делая выбор в пользу хорошего истинного искусства и помощи бедным.

На примере святой семьи Мартен мы видим, насколько важны:

– заботливая любовь родителей друг к другу и к детям;

– личный пример родительской веры и настойчивое обучение детей ее основам;

– ограждение детей от различных соблазнов и искушений;

– доверие Богу абсолютно всех сфер жизни семьи;

– и, наконец, приоритет святости как цели жизни и святости как образа жизни.

Образ семьи, который вырос на этих основах, совершенен в христианском смысле, но он вступает в явную конфронтацию с ценностями современного мира. В каждой отдельной ситуации нам приходится делать выбор – противостоять миру или сдаться ему, сделать шаг к святости или отступить от нее. Поэтому заручимся помощью новых святых – супругов Мартен – и попросим их заступничества в очень нелегком деле возрастания наших семей в вере и любви.

Вероника Бикбулатова.