don_bosco1

«Воспитание идет от сердца, а господин сердца – только Бог, и мы не сможем добиться ничего, если Бог не вручит нам ключ от этих сердец»

Дон Боско.

В настоящем году исполнилось 200 лет со дня рождения святого Дона Боско – основателя ордена салезианцев и великого христианского воспитателя и педагога. Человека, сплотившего вокруг себя сотни, затем – тысячи молодых людей. Наставника, сумевшего своею кроткой и терпеливой любовью обуздать непокорный нрав самых трудных подростков. Духовника, после беседы с которым отошедшие от веры возвращались к покаянию и молитве. Есть свидетельства о том, что несколько раз за свою жизнь он совершал чудеса – исцелял людей и умножал хлеб, подобно Христу. Впрочем, главным чудом его жизни было неизменное присутствие в ней Божественного Провидения и самоотверженная отдача себя делу, порученному ему Богом – делу воспитания бедных и презираемых обществом мальчиков.

Свою жизнь Дон Боско изложил в автобиографии под названием «Воспоминание об оратории», а свой педагогический и воспитательный метод – в брошюре «Превентивная система воспитания юношества».

Выходец из крестьянской семьи, в раннем детстве потерявший отца, Джованни Боско всегда отличался невиданной целеустремленностью. Чтобы стать священником, ему пришлось преодолеть сопротивление старшего брата, долгое время совмещать учебу с зарабатыванием на хлеб. Еще в девять лет Джованни Боско приснился сон, в котором Дева Мария поручила ему пасти маленьких диких зверей и превращать их в послушных ягнят. Став священником в 1841 году в Турине, Боско сразу занялся запущенной молодежью из социальных низов Италии того времени. Вновь претерпевая многочисленные трудности, которые заставили бы многих отступить, он создал Ораторий св. Франциска Сальского, затем – несколько школ и ремесленных учебных мастерских. Впоследствии он основал конгрегацию салезианцев, к моменту его смерти в 1888 году подготовившей около ста тысяч воспитанников. В настоящее время салезианцы работают в 132 странах на пяти континентах, неся Евангелие молодежи, в первую очередь – малоимущей ее части, через обширную воспитательную и образовательную работу.

don-bosco-image

Свой метод воспитания Дон Боско назвал «превентивным» – что значит, предупредительным или предупреждающим. По его мнению, отрицательный опыт с негативными последствиями в жизни подростка «лучше предупредить, чем лечить», создав ему альтернативу. Ораторий и был своеобразной альтернативой различным страстям – местом, где наряду с делом спасения души (исповедью, проповедями, беседами), можно было поиграть в мяч, повеселиться, поесть, а так же – что для подростка немаловажно – получить порцию внимания и любви. Значительная, если не основная часть воспитания основывалась на личности самого воспитателя. Дону Боско удалось стать примером для подражания, увлечь своих подопечных сначала чутким пониманием их проблем, затем – силой и чистотой собственной души, и затем – привести их души к обращению к Богу.

В настоящее время, когда у детей верующих родителей столь велик соблазн уйти из Церкви в полувиртуальный мир гонки за развлечениями и удовольствиями, воспитательная система Дона Боско остается очень и очень актуальной. Чему именно современный родитель и современный воспитатель могут поучиться у основателя салезианского ордена? Поразмышляем об этом.

Итак, Дон Боско противопоставил многочисленным мирским соблазнам ко греху большую дружную семью – общину, во главе которой находился Сам Христос, и наиболее важной миссией для которой выступало спасение души. У святого была, как теперь бы сказали, стопроцентная посещаемость и стопроцентная успеваемость – молодые люди из оратория и из салезианского ордена не уходили, напротив, его движение росло невиданными темпами. Возможно, отчасти это можно объяснить харизмой самого наставника, особым даром вести за собой молодежь, которым он обладал. Другой причиной не может не выступать верное понимание психологии ребенка, подростка. Боско осознавал, что только проповедями невозможно удержать молодых людей, так же как невозможно это сделать только хлебом. Основатель салезианского движения дарил своим воспитанникам, во-первых, безусловную любовь, безусловное принятие каждой души, во-вторых – радость и кипучую энергию, которые в оратории не порицались, а, напротив, приветствовались как естественные формы самовыражения молодежи. Боско устраивал для своих подопечных игры, спортивные поединки, вылазки на природу. Он видел в игре важнейшую составную часть воспитания, а в радости – неотъемлемый атрибут христианства вообще. Недостаточно просто говорить «нет» соблазну и оставлять ребенка наедине с его переживаниями, с его вполне объяснимым бунтом против этого «нет», считал Дон Боско. Превентивная система воспитания предполагает на запрет сразу же ответить неким конкретным альтернативным предложением и быть рядом, быть вовлеченным в это альтернативное действие. Например, нельзя пойти на непристойный праздник, но мы можем устроить веселье другого рода себя в общине.

Осмелюсь предположить, что современным родителям и наставникам гораздо труднее воспитывать своих детей в вере и добродетельности, чем это было в XIX столетии – наши дети весьма искушены, их уже с самого раннего возраста одолевают различные привязанности. Мир гаджетов, компьютерных игр, развлечений, ярких и стильных вещей, сладостей – этот мир рождает массу соблазнов, тех самых соблазнов ко греху, избегать контакта с которыми советовал Дон Боско. Насколько сильной должна быть любовь, излучаемая нашими семьями и нашими общинами, чтобы она смогла стать альтернативой светящимся экранам и зазывающим рекламным щитам! Как же наполнить свою душу любовью такой силы, что покрыла бы собой иллюзорный блеск современного мира? Как сделать так, чтобы наше предложение провести время вместе, а не в непосредственной близости от различных соблазнов и искушений, заставило детей забыть о том, от чего им пришлось отказаться?

Прежде всего, конечно, просить этой благодати у Бога. Самому как можно чаще погружаться в молитву и чтение Священного Писания. Сила личного примера огромна, и об этом, несомненно, свидетельствует путь святого Дона Боско. Живя интенсивной молитвенной и евхаристической жизнью, своим воспитанникам он говорил о том, что без Божьего мира в сердце они не смогут быть счастливы. «Частая исповедь, частое причащение, ежедневная месса – вот опоры, на которых покоится образование», – писал святой.

Затем, как уже говорилось выше – принимать ребенка, даже так называемого «трудного», видеть в нем сотворенную Богом уникальную личность, которую следует не формировать своим воспитанием, но лишь направлять в добродетельное русло и предупреждать ее столкновение со злом. В этом отношении показателен девиз, который Боско перенял у своего предшественника в деле воспитания подростков – святого Филиппа Нери. Вслед за Нери Боско, по свидетельству современников, любил повторять: «Я не буду тебе мешать, что бы ты ни делал, пока не грешишь».

Ну и конечно, огромно значение радости, веселья, оптимизма. Боско словами и делами призывал быть не унылыми христианами, лишенными живой искры, а, напротив, учиться у детей беззаботному веселью, спонтанности, умению играть. Играть вместе с ними, оставляя на время свои взрослые проблемы и дела.

«Надо не только любить ребят – надо, чтобы они знали, что их любят» – вот еще одно известное высказывание Дона Боско, и о нем стоит задуматься. Очень часто сейчас приходится видеть сцены, когда и родители, и дети погружены каждый в свой гаджет, сидя, например, в кафе или в любом другом общественном месте. Они рядом и в то же время нет, ведь их разделяют килобайты информации и склоненные над экраном отсутствующие лица. Так и хочется спросить – чувствуют ли дети в подобные моменты, что их любят? Часто встречаются задерганные дети и утомленные родители, которые возят их на многочисленные занятия и кружки, и так же много работают, чтобы обеспечить чадам достойное образование. Да, еще очень модно создавать своим детям имидж, фотографировать их в стильных образах и выкладывать фото в социальных сетях… Но чувствуют ли при этом дети, что их любят? Это удивительно, но трудные подростки Дона Боско чувствовали себя любимыми, сразу же, впрочем, переставая быть трудными! Есть множество свидетельств об этом воспитанников и современников святого.

Что сказал бы Дон Боско современным «оцифровленным» искушенным подросткам, появись он здесь и сейчас? Каким образом оторвал бы их от компьютерных игр и социальных сетей? Как привел бы в Церковь, к Богу? Об этом мы можем только умозрительно предполагать, исходя из трех «китов» салезианского воспитания – 1) достижение душевного мира воспитанника через Таинства, молитву, катехизацию; 2) безусловное принятие ребенка таким, какой он есть, создание атмосферы любви, тепла, одобрения, разговоры по душам; 3) возможность радостного, активного времяпровождения, желательно вместе со взрослыми и желательно на природе. Человеческая сущность неизменна. Все мы, люди XXI века, созданы по образу и подобию Божьему и, так же как и наши предшественники, нуждаемся в реальной, а не виртуальной любви, в живом общении, в моральной и психологической поддержке.

Рискну предположить, что современным подросткам Дон Боско предложил бы… поиграть вместе в футбол, например. Видя как азартно и увлеченно он играет, некоторые пошли бы за ним. А почувствовав исходящие от него мир и радость, остались бы попить чаю и поговорить о том, что их по-настоящему волнует. Еще современный Дон Боско повел бы ребят в поход и научил рубить дрова, играть на гитаре, устроил бы тематический праздник с костюмами, к которому они сами написали бы сценарий, организовал бы флеш-моб – «расскажи друзьям «в контакте» об Иисусе Христе» или своеобразный пост – «три дня без социальных сетей». Еще он лежал бы с ними на траве и смотрел на небо в то время, когда где-то неподалеку грохочет и бежит мегаполис. Просто лежал бы и смотрел, ведь сегодня это такая редкость – взрослый, который не торопится, взрослый, который готов слушать, взрослый, который не смотрит на экран… доступный взрослый!

St.-Don-Bosko1

С первого взгляда кажется, что Дон Боско не сделал ничего особенного для педагогики – все мы теоретически знаем, что детей нужно любить безусловной любовью. Но для XIX столетия такой подход был революционным. Более того, в век, когда телесное наказание в школах и приютах приравнивалось христианской добродетели и являлось нормой, Боско полностью отказался не только от телесного наказания, но от наказания вообще. Соблюдение правил поведения в салезианском движении было принято добиваться с помощью похвалы и развития в воспитанниках искреннего чувства долга.

Иногда кажется, что жить в святости невозможно. Но вполне реально каждый день совершать небольшое движение к ней, делая всего на один шаг больше привычного! Немного больше молитвы, самоотдачи, внимания. Немного меньше раздражительности и равнодушной отстраненности. Недавно на всемирной встрече семей в Филадельфии папа Франциск говорил примерно о том же: счастье и святость состоят из маленьких жестов! «Забота о повседневных мелочах», «жесты нежности любви, сострадания» помогают «вверить себя Святому Духу, Который побуждает нас наделять смыслом то, что мы хотим оставить нашим детям». Этот путь самоотверженного движения маленькими шагами к истинной любви выглядит еще более привлекательным, когда мы видим, как по нему неоднократно проходили святые, один из которых – Дон Боско.

Вероника БИКБУЛАТОВА