Адвент считается началом церковного года. Он начинается в четвертое воскресенье перед Рождеством и заканчивается в канун Рождества (24-го декабря).
Цвета Адвента
Основным цветом, украшающим святилище храма в предрождественские недели, выступает фиолетовый, как королевский цвет, возвещающий приход Царя.
Это время года посвящено празднованию рождения Иисуса Христа во время Его первого Адвента и ожиданию прихода Иисуса Царя во время второго Адвента. Адвент может рассказать гораздо больше, чем просто об одном историческом событии, произошедшем 2000 лет назад. Адвент отмечает празднование правды о Боге, откровение о Боге во Христе, посредством которого все творение может примириться с Богом. Это – процесс, в котором мы теперь принимаем участие и завершение которого мы ждем с нетерпением. Чтение из Библии в дни Адвента еще раз подчеркнет важность второго пришествия Христа.
Уделяя внимание настоящему и будущему, Адвент символизирует духовное путешествие отдельных людей и всей церковной общины с того момента, когда они признают, что Христос пришел, что Он уже сегодня присутствует в нашем мире и, что Он снова грядет в силе.
Дух Адвента
Адвент характеризуется духом предвкушения, ожидания, подготовки и желания. Он подчеркивает страстное стремление к освобождению от всего зла этого мира.
Адвент рассказывает о той надежде, которая как бы не ослабевала временами, все равно вносит в этот мир чувство ожидания Царя.
Адвент также повествует о том Боге, Который, как иногда кажется, удален от нас, но Который будет править с правдою, справедливостью и праведностью над Своими людьми и над Своим творением.
Дух Адвента очень хорошо выражен в притче о девах, которые с нетерпением ждут прихода Жениха. Ожидание прихода Жениха исполнено великой радостью. Однако, предупреждение о необходимости подготовиться к Его приходу эхом звучит через всю притчу.
Венок Адвента
«Свечи и венки в Адвент – это красноречивые символы периода ожидания.
Свет указывает путь, рассеивает тьму, изгоняет страх и даёт ощущение безопасности. При свете вместе собираются семьи.
Свет является также символом Христа, Света миру.
Поочерёдное зажжение свечей, расположенных на венке, напоминает о приближении Рождества Христова.
Зелёные ветки венка символизируют нашу нерушимую надежду на спасение,
а зажженные свечи – победу света над тьмою, жизни над смертью».
(Из Чина освящения венка и свечей.//Требник. 2004 )
Начало Адвента знаменуется размещением зеленых ветвей, украшением церквей венками из елок, букетами цветов или деревьями, символизирующими новую, вечную жизнь, которую принес нам Иисус Христос.
Венок Адвента – очень распространенный символ, знаменующий начало церковного года во многих церквях и семьях. Это – круглый венок из живых или искусственных ветвей ели или других вечнозеленых растений, в который вплетены пять свечей: четыре – по кругу венка и пятая – в центре. Поскольку венок одновременно является символом и средством пересказа рождественской истории, то существует много способов, помогающих понять этот символизм. Но главное значение заключено не в изучении различных сторон венка, а в истории, к которой он призывает нас прислушаться.
Круг венка напоминает нам о Самом Боге, о вечном бытии Бога и Его безграничной милости, у которой, действительно нет ни начала, ни конца.
Зеленый цвет венка рассказывает нам о надежде, которую мы имеем в Боге, надежде новизны, возрождения и вечной жизни.
Свечи символизируют свет Бога, излившегося на наш мир с рождением Его Сына.
Четыре свечи по кругу отражают период ожидания – четыре воскресенья Адвента, которые, в свою очередь, символизируют четыре столетия ожидания, со времени пророка Малахии до рождения Христа.
Цвет свечей изменяется в зависимости от традиции, но обычно это – три фиолетовые или синие свечи, сочетающиеся с украшениями здания церкви во время Адвента, и одна – розовая свеча. Одна из фиолетовых свечей зажигается в первое воскресенье Адвента, зачитывается отрывок из Писания, затем следует непродолжительный разбор прочитанного текста, и все призываются к молитве. В последующие воскресенья сначала вновь зажигаются старые свечи, а затем присоединяют новую. Розовая свеча зажигается в третье воскресенье Адвента.
Свет от свечей сам по себе становится важным символом этого времени года. Свет напоминает нам, что Иисус – свет миру, который освещает темноту нашей жизни и приносит новизну, жизнь и надежду. Процесс зажигания свечей так же символизирует различные аспекты нашего ожидания. Зажигание свечей на протяжении четырехнедельного периода символизирует отступление страха перед темнотой и безнадежностью и растворение теней греха по мере того, как свет изливается в этот мир. Пламя от каждой новой свечи напоминает прихожанам, что в настоящий момент что-то уже происходит, но еще большее должно произойти в будущем. Наконец, свет, пришедший в этот мир, ярко виден, также как и свеча Христа, зажженная на Рождество. Прихожане радуются тому, что древнее обетование исполнилось.
Первое воскресенье Адвента
В этот день зажигают первую свечу в венке Адвента — свечу Пророчества. Она символизирует ветхозаветные пророчества пришествия Спасителя. Мы празднуем исполнение этих пророчеств — пришествие Спасителя на землю Младенцем, Его пришествие в наши сердца через веру в Слово Божье, и Его последнее пришествие во славе, чтобы судить всех людей.
Второе воскресенье Адвента.
Второе воскресенье Адвента отмечается ровно через неделю после первого воскресенья Адвента. В этот день зажигают Свечу пророчества и вторую свечу в венке Адвента — Вифлеемскую свечу. Вифлеемская свеча представляет пришествие на землю Иисуса, Сына Божьего, рожденного от Девы Марии. Это светлый символ приготовления к встрече Младенца Христа.
Третье воскресенье Адвента.
В третье воскресенье Адвента зажигают первые две свечи и присоединяют третью свечу — Свечу Пастухов.
Свеча Пастухов означает пришествие Спасителя в сердца через веру в Его святое Слово.
Как пастухи увидели Спасителя собственными глазами и уверовали, так и мы видим Его глазами веры. Свеча также символизирует то, как мы делимся своей верой в Христа, подобно пастухам, рассказывавшим о Христе всем встречным.
В западных христианских странах цветами Адвента считаются фиолетовый (лиловый, пурпурный), в таких цветах обычно исполнены декорирования в церквях и вокруг церквей, а также одеяния священнослужителей. Дома жителей также выдержаны в спокойных отттенках фиолетового цвета.
Но в третье воскресенье Адвента допускаются украшения в розовом цвете. Розовой также может быть и Свеча Пастухов.
Четвертое воскресенье Адвента.
В этот день зажигают первые три свечи и присоединяют последнюю — Ангельскую Свечу. Она означает последнее пришествие Спасителя во славе со всеми Ангелами, чтобы взять всех истинно верующих с собой на небеса.
Празднование Адвента
Адвент – одно из немногих христианских празднований, которое отмечается как в церкви, так и дома. Непосредственная связь Адвента с Рождеством, делает Адвент прекрасным временем для того, чтобы вовлекать детей в различные мероприятия дома, которые, в свою очередь, напрямую связаны с поклонением в церкви. Очень часто в семьях венок Адвента установлен на обеденном столе, и свечи зажигаются во время еды. Перед тем, как зажечь свечи, особенно по воскресеньям, читаются стихи из Библии. Каждое воскресенье на протяжении четырех недель зажигается новая свеча, а затем во время еды в течении всей недели зажигаются те же самые свечи. Таким образом, это время дает возможность всей семье изучить Слово Божье, помолиться вместе, помогает прививать детям веру, особенно в те моменты, когда дети участвуют в каждодневном чтении Библии.
Начало Адвента отмечается во многих семьях особенным образом для того, чтобы сделать это время возрастанием в вере. Многие семьи украшают свои дома уже к началу Адвента, пекут особые печенья и готовят угощения или просто начинают использовать нарядные скатерти. календарь также помогает детям активно участвовать в торжестве этого времени года. Сейчас предлагается большое разнообразие таких предрождественских календарей. Они обычно выполнены в форме открытки или плаката с нанесенными на них маленькими окошками. В каждый день Адвента открывается одно окошко, которое раскрывает символ или картину ветхозаветной истории, указывающей нам на рождение Иисуса. Уникальным и совершенно особенным календарем Адвента считается «Дерево Иессея» (витраж с генеологическим древом Христа), которое используется как дома, так и в церкви. Все эти атрибуты предоставляют великолепную возможность рассказывать детям о важности рождественского времени. Они напоминают также и нам о таинстве этого времени.
На богослужениях в церкви венок Адвента, как главный символ этого времени года, указывает всей церковной общине на зарождение истории искупления, которая постепенно раскрывается в течении церковного года. Каждое воскресенье члены церкви участвуют в зажигании свечей Адвента, в чтении подходящих отрывков из Библии. Некоторые церкви предоставляют эту возможность семьям. Однако, было бы хорошо показать единство всей верующей общины, предоставив возможность участвовать в праздновании Адвента тем, у кого нет семьи – тем, кому не довелось вступить в брак, разведенным, вдовцам, пожилым людям, проживающим далеко от своих близких, или студентам, находящихся вдалеке от своих семей.