В процесс беатификации российских католических мучеников XX столетия включили епископа Владивостокского Кароля Генриховича Сливовского. Теперь он может называться Слугой Божиим. Епископ Сливовский служил во Владивостоке с 1911 по 1933 гг. и в 30-е годы пострадал от политических репрессий. Прежде чем священник был назначен во Владивосток, он служил в Казанском римско-католическом приходе с 1898 по 1911 гг.
Наш приход хочет разделить радость причисления Сливовского к Слугам Божиим с католиками Владивостока и планирует вместе с ними молиться о дальнейшей его беатификации. Молитва скоро будет написана.
Предлагаем подробнее познакомиться с Каролем Сливовским и историей его служения в Казани.
Сливовский (Sliwowski) Кароль Генрихович – епископ Владивостокский
Родился 29.06.1855 г. в семье дворян-помещиков Варшавской губернии (Archiwum Panstwowe M. ST. Warszawy. №380). Учился в варшавской гимназии, получил высшее образование в Санкт Петербурге в Институте Коммуникаций (Корпус Путей Сообщения). Завершил обучение в высших учебных заведениях Германии и Франции (Католич. энциклоп. Изд. Франциск. М. 2011).
Закончил католическую духовную семинарию г. Сейны (Польша, Подляское воеводство, Сейнынский повят) и Санкт-Петербургскую католическую духовную академию со степенью магистра богословия (Российский Государственный Исторический Архив (РГИА) Ф. 826 О. 3 д. 91). В 1883 г. митрополитом Могилевской архиепархии Александром Казимиром Гинтовтом-Дзевалтомским рукоположен в священство, в том же году назначен викарием в Сеннский римско-католический приход г. Сенно (Беларусь, Витебская губерния, Сенненский уезд). Провел реставрационные работы храма. В 1885 г. там же стал настоятелем (Католич. энциклоп. Изд. Франциск. М. 2011).
В 1885 г. переведен в г. Лепель (Беларусь, Лепельский уезд) на должность настоятеля Лепельского прихода. В 1889 г. назначен деканом того же прихода. Преподавал Закон Божий в лепельском городском училище. Восстановил разрушенную церковь. Был награжден магистерским и наперстным крестами (РГИА Ф. 826 О. 1 Д. 1419; Нац. Архив Беларуси Ф. 1781 о.25 д. 275).
В 1897 г. назначен куратом в католический приход Казани. По его инициативе создано «Общество пособия бедным прихожанам». Преподавал Закон Божий в средних учебных заведениях Казани. С 1900 г. там же служил военным капелланом. Занимался крупными строительно-реставрационными работами в церкви. Награжден орденом св. Станислава III степени (РГИА Ф. 826 О. 1 Д. 1419; Нац. Архив Беларуси Ф. 1781 о.25 д. 275).
В 1911 г. назначен куратом Владивостокского прихода (РГИА Ф. 826 О. 1 Д. 931). Для помощи беженцам в период Первой Мировой войны создал добровольное общество «Доброчинность» и приют для сирот. В отремонтированном приходском доме открыл 2-х классную польскую школу. При школе организовал отряд харцеров (скаутов). Преподавал Закон Божий (РГИА ДВ Ф.28 О.3 Д.85). Завершил затянувшееся строительство владивостокской каменной церкви. Построенный в неоготическом стиле храм был освящен 02.10.1921 г. (РГИА Ф. 826 О. 1 Д. 1419). В 1921 г. открыта Малая владивостокская семинария (Архив Архиепископа де Гуебрианта в Париже. AZ-24). Курировал Комитет Спасения польских детей, возглавляемый польскими патриотами. Являлся почетным членом Дома Польского во Владивостоке. В 1918-1922 годах оказывал активную поддержку в репатриации польского населения Владивостока (ГАИО Ф.297 О. 2 Д.24, 28).
В 1920 г. возглавил Владивостокский деканат, объединивший католиков Приамурья, Хабаровской и Приморской областей. В 1923 г. создан Владивостокский диоцез. 28 ноября 1923 г. в Харбине (Манчьжурия) декан Кароль Генрихович Сливовский хиротонисан в епископы с титулом Апостольский викарий Восточной Сибири. В 1925 г. в Харбине освятил новую католическую церковь св. Иосафата (РГИА Ф. 593 О. 1. Д. 2, 3).
В 1926 г. провел каноническую визитацию (Архив Архиепископа де Гуебрианта в Париже. AZ-24) Владивостокской епархии, которая показала повышение земельных и имущественных церковных налогов, закрытие церквей, национализацию приходских домов и отъезд большинства прихожан из России.
С 1927 г. епископ Сливовский находился под постоянным наблюдением органов советской власти, которые контролировали его перемещения и переписку. Он остался единственным католическим епископом на территории России (ГАИО Ф.297 О. 2 Д.24, 28). В том же году во Владивостоке здание католического храма, семинарии, приходские дома были национализированы, благотворительное общество «Доброчинность» и Дом Польский закрыты. 4-х классная польская школа принимала учеников до 1935 г. Продолжалась репатриация поляков. Епископ проживал в одном из приходских домов в полупустой комнате (РГИА Ф. 826 О. 1 Д. 1419).
10 ноября 1928 г. еп. Сливовский награжден орденом Odrodzenia Polski (Орден Возрождения Польши 3 степени) № 2680, № aktu P.R.M. 4352 (Archiwum Akt Nowych, zespot akt syg.1, str. 269). Награда не вручена.
В 1929 г. епископ был выселен из приходского дома за черту города в пос. Седанка, где содержался под домашним арестом и надзором органов госбезопасности. Проживал на квартире прихожанки Казимиры Пиотровской (Pamietnik Br. Zachariаsza Banasia. Syg. 301. Cz.III. Archiwum OO Bernardynyw. Krakow).
Скончался 5 января 1933 года в возрасте 78 лет. Похоронен на местном кладбище возле православной церкви. За годы советской власти кладбище было разрушено, могила епископа утеряна. Поиски захоронения, начавшиеся в 90-х годах, не принесли результатов.
В настоящее время во владивостокском приходе Пресвятой Богородицы по программе «Сохранения польского наследия» готовится проект эпитафии Епископу Каролю Генриховичу Сливовскому.
Служение о. Кароля Сливовского в Казани
И только в 1898 году декан Кароль Сливовский был окончательно переведён из Лепеля в Казань на должность курата казанского римско-католического прихода.
Казанский приход был создан не по инициативе местных католиков, и не по решению епархиального архиерея, а по царскому указу. 20 июня 1833 г. император Николай I предписал учредить при штабах округов внутренней стражи должности римско-католических военных священников – капелланов. Казань в ту пору была центром IV округа внутренней стражи, в который входили Казанская, Вятская, Нижнегородская, Пермская и Симбирская губернии. Казанский римско-католический храм Воздвижения Честного Креста был освящён 1 ноября 1858 года в день Всех Святых.
Сразу по приезде в Казань курат Сливовский с головой окунулся в приходские дела. Прежде всего он решил «осовременить» храм и устроить в нём электрическое освещение, поскольку в Казани уже с 1894 года работала электростанция, а освещение храма по-прежнему осуществлялось стеариновыми свечами и керосином. Оно было тусклым, копоть портила стены, потолок и обстановку церкви, а люстры и бра выглядели очень неопрятно из-за заливающих их потоков стеарина. Денег в приходской кассе не было, поэтому все расходы новый курат оплатил из своих личных средств, и к осени 1898 года храм уже освещался электрическим светом. Естественно, справиться с огромным масштабом работ в приходе даже такому неутомимому духовнику, как отец Сливовский, было невозможно, поэтому в течение двух лет он опирался на помощь своего 26-летнего викарного отца Владислава Островского. После перевода отца Владислава в римско-католический приход г. Вятки, его сменил отец Казимир Мустайкис.
Осветив храм, отец Сливовский занялся его ремонтом, перестройкой и расширением, поскольку храм простоял уже 50 лет и на его фасадной стене возникли трещины, а на потолке перегнили балки. Указом императора Николая II от 17 апреля 1905 года «О терпимости вероисповедания» были отменены все ограничения на внешний облик христианских храмов, и теперь появилась возможность расширить святыню, несколько изменить её облик, построить две колокольни, две боковые часовни, закристию, возвести алтарь, устроить хоры. Строительство велось на солидные пожертвования прихожан с 1907 по 1908 год, и 14 сентября 1908 года казанский римско-католический приход Воздвижения Честного Креста уже мог отпраздновать возрождение своего храма.
Курат отец Сливовский пользовался среди прихожан казанского прихода глубоким уважением. Практически все добрые начинания в приходе происходили по его инициативе и при его активном участии. Это по его идее было создано „Общество пособия бедным прихожанам”, благодаря которому осуществлялись регулярные выплаты старикам и инвалидам, погорельцам и многодетным семьям, а также производилась оплата обучения в средних учебных заведениях нескольким девочкам и мальчикам. Дети из бедных семейств получали подарки к Рождеству и Пасхе, были также открыты церковно-приходская школа и приходская библиотека. Несмотря на плотную загруженность рабочего дня, казанский курат принял решение проводить безвозмездные дополнительные мессы по воскресным и праздничным дням, чтобы все желающие вознести молитвы Всевышнему могли попасть на богослужение. С этой целью отец Кароль написал прошение в могилевскую архиепархию прелату Денисевичу и получил от него разрешение.
Казалось бы, такое самоотверженное служение казанского пастыря могло служить примером и вызывать уважение не только у верующих, но и у различных чиновников, ведь деяния пастыря свершались им во благо всем казанским католикам. Но в российской империи существовали совершенно иные критерии оценки христианских духовных лиц католического обряда, и они были главными рычагами управления при решении важных дел в жизни духовенства. В качестве примера можно представить копию спешного письма из министерства внутренних дел к управляющему могилевской архиепархией прелату Денисевичу. В этом послании сообщается: «…законоучитель римско-католического исповедания при казанском Родионовском институте кс. Сливовский отказался от подписи предъявленного всем служащим института обязательства о неприятии участия в политических партиях, обществах и союзах». Это было неслыханно, чтобы кто-то в России отказался выполнять предписания министерства внутренних дел! Но можно предположить, что отец Кароль не собирался выступать в качестве бунтаря и отказался подписаться под государевой бумагой лишь потому, что по соблюдаемым им церковным уставам священник не имел права вступать в какие-либо политические партии или движения.
Напряженный ритм работы и 62-хлетний возраст священника делали своё дело – он стал часто болеть, поэтому был вынужден ежегодно ездить лечиться на курорты или в родовое имение Заболотье Витебской губернии. По заключению врачей священник «имел резко выраженное расстройство нервной системы на почве крайнего переутомления». Отец Кароль ожидал, что его добросовестное служение будет учтено и он получит перевод в какой-нибудь южный приход, где сможет работать, не подвергая риску своё здоровье. Увы! 8 августа 1911 года казанский курат получает из могилевской архиепархии предписание направиться в г. Воронеж и занять там должность курата воронежского римско-католического прихода. Однако через три дня следует новое распоряжение: остаться отцу Сливовскому на прежней должности.
Священник был очень встревожен неясностью своей дальнейшей судьбы, поэтому отправил митрополиту могилевской архиепархии телеграмму-прошение следующего содержания: «Ваше Высокопреосвященство, имею возможность получить сейчас место на южном взморье с благоприятными условиями для здоровья. Всепокорнейше прошу пощадить моё здоровье, уволить меня в саратовскую епархию. Смею надеяться, что тридцатилетней самоотверженной службой архиерея заслужил внимание к своей просьбе. Ксёндз Кароль Сливовский». Но всё было напрасно – ответная телеграмма из архиепархии от митрополита Винцентия Ключинского был лаконичной и беспощадной: «Поздно. Уже сообщено министру о вашем переводе во Владивосток. Собирайтесь!»
А тем временем казанские прихожане отца Сливовского, узнав о его переводе, встревожились и расстроились. Синдики прихода коллежский советник Р. Ключевский и надворный советник И. Мосцинский от имени всех казанских католиков написали «Почтительное прошение» в адрес митрополита всех римско-католических церквей России. В этом пространном документе были отражены все заслуги священника – неусыпная забота о приходе, строительство начальной приходской школы, перестройка и украшение храма, его электрофикация и т.д. Синдики от лица всех прихожан отца Сливовского просили удостоить их пастыря званием почётного каноника. Митрополит, получив письмо синдиков, выслал им запрос, является ли их ходатайство личным, или оно выражает мнение всех прихожан казанского прихода. Может быть следовало бы это прошение обсудить на общем собрании прихода в присутствии настоятеля Сливовского? Ответ синдиков звучал так: «Мы находим неудобным обсуждать наше прошение на общем собрании в присутствии настоятеля, т.к., ксёндз, будучи противником всяких даже заслуженных им похвал, не допустил бы иметь суждение о каких бы то ни было его заслугах. Один из нас служил с отцом Сливовским 15 лет, а другой 3 года, ушли мы по домашним обстоятельствам, но мы не могли не представить всех заслуг ксёндза Сливовского».
Митрополит Винцентий Ключинский был удовлетворён объяснениями синдиков и направил отцу Сливовскому письмо следующего содержания: «Его преподобию курату казанского р-к прихода магистру богословия ксёндзу Сливовскому. Признавая ходатайство синдиков названного костёла, я ВОЗВОЖУ ВАШЕ ПРЕПОДОБИЕ В ЗВАНИЕ ПОЧЁТНОГО КАНОНИКА МОГИЛЕВСКОЙ АРХИЕПАРХИИ». Вскоре отец Кароль Сливовский получил приказ митрополита за № 5550 от 12 октября 1911 г.: «Увольняя Ваше Преподобие от занимаемой ныне должности, назначаю Вас куратом владивостокского прихода». Так начался очередной и последний период жизни и служения почетного каноника отца Кароля Сливовского во Владивостоке.