«Вот, мы восходим в Иерусалим…» (Мф 20, 18).
Великий пост: время обновления веры, надежды и любви
Дорогие братья и сестры,
возвещая Своим ученикам Свои страдания, смерть и воскресение во исполнение воли Отца, Иисус открывает им глубинный смысл Своей миссии и призывает их присоединиться к ней ради спасения мира.
Проходя путь Великого поста, ведущий нас к пасхальным празднованиям, мы призваны помнить Того, кто «уничижил Себя, став послушным даже до смерти и смерти крестной» (Фил 2, 8). В это время обращения мы призваны обновить нашу веру, черпать «живую воду» надежды и с открытым сердцем принимать любовь Божию, преображающую нас в братьев и сестер во Христе. В ночь Пасхи мы совершим обновление наших крещальных обетов, чтобы действием Святого Духа возродиться новыми людьми. Но сам путь Великого поста, как и весь христианский путь, освещен светом Воскресения, движущим чувствами, поведением и решениями тех, кто желает следовать за Христом.
Пост, молитва и милостыня, как они представлены Иисусом в Его проповеди (ср. Мф 6, 1-18), являются условиями и выражением нашего обращения. Путь бедности и отречения (пост), взгляд и действия любви по отношению к раненому человеку (милостыня) и сыновний разговор с Отцом (молитва) позволяют нам сделать нашу веру искренней, надежду — живой, любовь — действенной.
1. Вера призывает нас принять Истину и стать ее свидетелями перед Богом и всеми нашими братьями и сестрами
В это время Великого поста принять и жить Истиной, открытой нам во Христе, означает, прежде всего, позволить, чтобы нас достигло Слово Божие, передаваемое нам Церковью из поколения в поколение. Эта Истина не сконструирована интеллектом, доступна не только некоторым избранным умам, отличающимся своим превосходством. Это — послание, которое мы получаем и которое способны понять сердцем, открытым величию Бога, любящего нас прежде, чем мы начнем понимать самих себя. Эта Истина – Сам Христос, Который, принимая на Себя человечество до самой его глубины, соделался Путем – трудным, но открытым для всех, – ведущим к полноте Жизни.
Пост, переживаемый как опыт отречения, ведет тех, кто принимает его в простоте сердца, к открытию дара Божия и пониманию того, что мы — творение, созданное по Его образу и подобию, находящее в Нем свою полноту. Постящийся, через опыт принятой бедности, становится бедным вместе с бедными и таким образом «собирает» богатство принятой и разделенной с другими любви. Пост, понимаемый и исполняемый таким образом, помогает нам любить Бога и ближнего, поскольку, как учит святой Фома Аквинский, любовь – это движение вовне к другому, благодаря которому мы считаем «возлюбленных каким-то образом соединенными с нами» (ср. FT, 93).
Великий пост — это время веры, т. е. время для принятия Бога в нашей жизни, чтобы позволить Ему «обитать» среди нас (ср. Ин 14, 23). Поститься означает освобождать наше существование от того, что его загромождает, также от пресыщенности информацией – правдивой или ложной – и предметов потребления, чтобы открыть двери нашего сердца Тому, Кто приходит к нам бедным во всем, но «исполненным благодати и истины» (Ин 1, 14): Сыну Божию Спасителю.
2. Надежда как «вода живая», позволяющая продолжать наш путь
Самарянка, у которой Иисус просит воды у колодезя, не понимает, когда Он говорит, что может дать «воды живой» (Ин 4, 10). Вначале она, конечно, думает о воде обыкновенной, Иисус же говорит о Святом Духе, Которого Он даст в изобилии в Пасхальной тайне, и Который изливает в нас надежду, которая не постыжает, не разочаровывает. Еще возвещая Свои страдания и смерть, Иисус провозглашает надежду, когда говорит: «И в третий день воскреснет» (Мф 20, 19). Иисус говорит о будущем, распахнутом милосердием Отца. Надеяться вместе с Ним и благодаря Ему значит верить, что история не заканчивается нашими ошибками, нашим насилием и несправедливостью, нашим грехом, распинающим Любовь. Надеяться – значит черпать прощение Отца из открытого Сердца Иисуса.
В окружающей нас ситуации озабоченности, с которой мы живем и в которой все представляется хрупким и ненадежным, разговор о надежде может показаться провокацией. Время Великого поста предназначено для надежды, для возвращения взгляда на терпение Бога, продолжающего заботиться о Своем Творении, в то время как мы часто его разоряли (ср. Laudato si’, 32-33.43-44). Это надежда на примирение, к которому страстно призывает нас святой Павел: «Примиритесь с Богом» (2 Кор 5, 20). Получая прощение в таинстве, находящемся в центре нашего пути обращения, мы становимся проводниками прощения: поскольку мы получили его, то можем дарить его своей способностью к внимательному диалогу и стремлением принести утешение страдающему. Прощение Божие, действующее и через наши слова и дела, позволяет нам пережить Пасху братства.
Во время поста будем же более внимательны, чтобы обращать к другим «слова ободрения, утешающие, дающие силы, успокаивающие, поощряющие, а не слова, которые унижают, огорчают, раздражают, обесценивают» (ср. FT, 223). Иногда, чтобы дать надежду, достаточно быть просто добрым человеком, готовым отложить все остальное в сторону, чтобы проявить интерес, подарить улыбку, сказать ободряющее слово и выслушать (там же, 224).
В сосредоточенности и молчаливой молитве надежда даруется нам как вдохновение и внутренний свет, освещающий вызовы и решения нашего задания: вот почему важно сосредоточиться для молитвы и втайне встретить Отца нежной любви.
Проживать Великий пост в надежде – значит осознавать, что в Иисусе Христе мы становимся свидетелями новых времен, в которых Бог «творит все новое» (ср. Откр 21, 1-6). Означает получать надежду Христа, отдающего Свою жизнь на кресте, и Которого Бог воскрешает в третий день, и быть «всегда готовыми всякому, требующему отчета в [нашем] уповании, дать ответ» (1 Петр 3, 15).
3. Любовь, проживаемая в следовании Христу, во внимании и в сострадании к каждому, является наивысшим проявлением нашей веры и нашей надежды
Любовь радуется возрастанию другого. И поэтому она страдает, когда другой пребывает в угнетении: одинокий, больной, бездомный, презираемый, нуждающийся… Любовь – это стремление сердца, которое позволяет нам выйти из самих себя и порождает узы общения и готовности делиться.
«Социальная любовь» делает возможным движение к цивилизации любви, призвание к которой мы все способны почувствовать. Милосердие, благодаря присущему ему порыву к универсальности, в силах построить новый мир. Это не просто чувство, это лучшее средство для поиска эффективных путей развития каждого» (FT, 183).
Любовь — это дар, который придает смысл нашей жизни и благодаря которому мы рассматриваем отверженных как членов нашей семьи, друга, брата. Даже немногое, если мы делимся им с любовью, никогда не истощается, но преображается в источник жизни и счастья. Так произошло с мукой и маслом вдовы в Сарепте, которая разделила лепешку с пророком Илией (ср. 3 Цар 17. 7-16); и с хлебами, которые Иисус благословил, преломил и подал ученикам, чтобы они раздали народу (ср. Мк 6, 30-44). Так происходит с нашей милостыней, маленькой или большой, если она подана в радости и простоте.
Переживать Великий пост в любви означает заботиться о находящихся в страданиях, одиночестве или тревоге из-за пандемии COVID-19. В ситуации огромной неуверенности в завтрашнем дне помним о словах, которые Бог обратил к Своему Слуге: «Не бойся, ибо Я искупил тебя» (Ис 43, 1), вместе с нашей любовью мы можем подать слово упования и позволить другому познать, что Бог любит его как сына.
«Лишь преображенный милосердием взгляд может позволить себе распознать достоинство других и, таким образом, признать и оценить слабых и бедных в присущем тем достоинстве, проявить уважение к их своеобразию и культуре и, таким образом, по-настоящему интегрировать их в общество» (FT, 187).
Дорогие братья и сестры, каждый шаг жизни является временем веры, надежды и любви. Этот призыв, чтобы пройти Великий пост как путь обращения, молитвы и разделения наших благ, да поможет нам вновь посетить – в нашей общинной и личной памяти – веру, исходящую от Христа живого, надежду, вдохновленную дуновением Духа, и любовь, неиссякаемым источником которой является милосердное сердце Отца.
Мария, Матерь Спасителя, верная у креста Иисуса и в сердце Церкви, да поддерживает нас Своим заботливым присутствием, и благословение Воскресшего да сопровождает нас в пути к пасхальному свету.
Рим, у Св. Иоанна на Латеране, 11 ноября 2020,
в память св. Мартина Турского
Франциск
Источник: Сайт Архиепархии Божией Матери в Москве