Два дня осталось до Рождества. Через два дня будем праздновать этот великий, светлый праздник. Радостный, тихий, умилительный. Как подготовиться к этому празднику – Рождеству? Понятно, что надо исповедоваться – отец Данило исповедует, есть люди, которые уже ждут в очереди. Кроме исповеди нужно еще и размышлять, вспоминать, думать. Почему я нуждаюсь в пришествии Иисуса Христа? Почему я нуждаюсь в Рождестве? Почему мы нуждаемся в том, чтобы Христос пришел? Потому что мы грешники.
Но на самом деле нужно осознать это, ведь подарок, которого мы не ждем, мало ценим. Чтобы ценить этот подарок, нужно действительно понять, что мы нуждаемся в нем. Почему мы нуждаемся в пришествии Христа – потому что мы грешники. Грешники не только потому, что совершаем грехи, но потому что склонны их совершать и мы видим, что и в будущем нас ждет примерно похожая ситуация. Мы видим, что сами по себе не справляемся и что нам нужна помощь. И это реальность, перед которой встает каждый верующий человек.
Вначале, когда мы только приходим к Богу, когда мы только обращаемся, то очень сильно стараемся – и это часто получается легко – бороться со своими грехами, по крайней мере, с теми, которые были до нашего обращения. И нам удается пройти какой-то путь в этом, совершить какой-то прогресс. Однако со временем этот прогресс как-то очень сильно замедляется, и мы встречаемся с трудностями. Наша воля к духовной борьбе ослабевает, возрастает уныние. Уныние от того, что мы вроде стараемся, а не получается, все равно грешим. И может случиться, что мы впадаем в бездействие, то есть как бы уже и не боремся с грехами. Эту ситуацию апостол Павел описывает примерно такими словами: «Доброго, которого хочу, не делаю (то добро, которое хочу, не делаю; вижу, что хочу, но не делаю), а злое, которого не хочу, делаю. Бедный я человек» (Ср Рим 7, 19). И вот так верующий человек в определенный момент своей жизни смотрит на себя и говорит: «Бедный я человек». Мы даже привыкаем к своим грехам, уживаемся с ними, а надо наоборот, все усерднее молить об освобождении, вновь и вновь обращаться к Богу с надеждой, ожидая, надеясь на освобождение.
Состояние, в котором мы находимся, это состояние, в котором поврежденная природа человека склонна ко греху. Оно должно вести нас к Богу как к единственному, кто может помочь. Осознание себя как человека, который склонен ко греху, должно вызывать в нас жажду помощи. Мы должны хотеть взывать о помощи. Но не только жажду, но и надежду на то, что Бог поможет. Надежду на избавление, на искупление, на то, что Бог нас преобразит, изменит. То есть надежду на спасение.
Сегодня двадцать второе декабря, это предпоследний день новенны перед Рождеством, когда мы поем эти антифоны, особые, предрождественские, адвентские, антифоны «О». И антифон, который сегодня читался бы, если бы не выпало воскресенье, был бы таким (мы помолимся так в конце мессы): «О Царь, желаемый народами!» Царь желаемый. Мы желаем, жаждем, чтобы пришел этот Царь. «Приди и спаси человека, которого Ты сотворил из праха». Приди, спаси меня, человека, которого Ты сотворил из праха, я прах, я немощен, я нуждаюсь в тебе, моем Царе. Спаси меня, приди.
В Евангелии сегодня дается ответ на эту жажду. «Придет Иисус», – говорит ангел Иосифу, – «Назовешь Его Иисус, потому что Он спасет людей Своих от грехов их».
Почему мы ожидаем Рождества? Почему мы ожидаем рождения Спасителя? Потому что ожидаем Того, Кто придет и поможет нам. Будем же с надеждой, с жаждой ожидать Его прихода в это Рождество. Осталось совсем немного. Мария и Иосиф уже на пути в Вифлеем.
о.Андрей Старцев
Послушать аудио можно по ссылке Проповедь 22.12.2019