Деян 1, 1-11

Пс 47

Еф 1, 17-23

Лк 24, 46-53

Сегодня Церковь празднует Вознесение Иисуса Христа. Христос нас покидает. Покидает телесно, Он пребывал на земле среди людей в течение 33 лет, как мы считаем, и из них в течение трех лет Он был более или менее известен, проповедовал. А теперь возносится. Это покидание Иисуса Христа для нас, с одной стороны, печально, а с другой стороны – должно вселять в нас радость. Но это странно: Иисуса Христа телесно с нами больше нет, мы вообще Его не видели, и при этом мы должны не печалиться, а радоваться.

Чтобы понять, почему для нас хорошо, что Христос вознесся на Небо, можно обратиться к тому, что говорит об этом Святой Фома Аквинский: «Хотя Вознесение лишило верных телесного присутствия Христа, они, однако, не лишены постоянного присутствия Его Божества». Как Христос Сам сказал: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф 28, 20). Христос не присутствует телесно, но присутствует как Бог. Никогда нас не покидал. И нам более полезно Вознесение Иисуса Христа и Его пребывание на Небесах, чем Его физическое присутствие. То есть, как бы задавая себе вопрос: «почему не лучше ли было, чтобы Христос остался, не возносился?», Фома Аквинский говорит: «Лучше было Вознесение. Лучше для нас, что Христос Вознесся на Небо». И Фома Аквинский ответит, по каким причинам лучше.

«Нам более полезно Вознесение Христово и Его пребывание на Небесах, чем Его физическое присутствие». Более полезно, во-первых, для укрепления веры. Ведь что такое вера? Мы верим в то, чего не видим, в то, что невидимо. Если это видимо, то это не вера, а знание. И поэтому теперь мы больше верим. И апостолы после Вознесения Иисуса Христа стали больше верить в Иисуса Христа. Потому что Он среди них больше не присутствовал. Теперь они уже не могут полагаться на свои чувства, на то, что видят, на то, что слышат, на то, что трогают, а должны больше доверять, больше верить. Больше верить в Иисуса Христа. И как бы думая о нас самих, мы сколько раз ищем какое-то подтверждение для нашей веры, подтверждение какое-то видимого, в видимом мире, хотим доказательств, хотим видимых знаков, каких-то свидетельств – а это не совсем правильно для верующего человека. Вера крепка там, где не видно доказательств для нее, чем менее они заметны, тем больше вера. Чем меньше знаков, тем больше верит человек. Потому Христос вознесся, чтобы укрепилась наша вера.

Второе – для возвышения нашей надежды. На что мы надеемся? Мы можем надеяться на какие-то земные вещи, события, что вот, что-то переменится вокруг нас и нам станет лучше. На что нужно надеяться? На более высокие вещи. Вознеся на Небо нашу человеческую природу, Иисус Христос дал нам надежду тоже попасть на Небо.

Долгое время в Ветхом Завете единственное, что надеялись люди получить от Бога за свою праведность, за то, что живут по заповедям, – это земное благополучие, безбедное существование, многочисленное потомство и тому подобное. А теперь мы надеемся на нечто намного более того, что бесконечно превосходит любые земные богатства и земные радости, – это пребывание с Богом на Небесах. То есть мы теперь надеемся получить намного больше после Вознесения Иисуса Христа. Нам сложно об этом думать, потому что мы всегда жили после Вознесения. Но если бы Христос не вознесся, если бы был здесь с нами. На что мы могли бы надеяться? Он же здесь, и жизнь наша, получается, здесь. Он пришел не для того, чтобы мы жили и продолжали жить упованием, вещами, интересами этого мира, но чтобы привлечь наше внимание. И возносясь на Небо, Он переводит наше внимание на Небеса и нашу надежду на Небесное.

Третье – для возвышения нашей любви к небесным реальностям, то есть, чтобы мы искали Небесного, любили Небесное, а не земное. Любили Небесное больше. «Ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном» (Кол 1,3) – пишет Апостол Павел Колоссянам. То есть не то, что пойдем в горы, будем альпинистами… Думайте о горнем, о высшем, о том, что на Небесах, а не о земном. Где Христос восседает одесную Бога-Отца. Потому что: «где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф 6,21). Наше сокровище – Христос, а Он на Небе. Значит, наше сокровище на Небесах и наше сердце, то есть наши чаяния, наша любовь благодаря Вознесению обращается на Небеса.

Христос, Которого любим, – на Небе, а значит, и мы стремимся на Небо. А поскольку Святой Дух есть любовь, которая стремится к вещам небесным, то Христос говорит ученикам: «лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин 16,7). То есть Христос говорит: «если Я не Вознесусь, то Святой Дух не сможет прийти. Вы не сможете принять Святого Духа. Не сможете любить Небесное, потому что будете любить земного Меня здесь, любить то, что вы видите в природе человеческой. Святой же Дух научит вас большему».

Поэтому Вознесение является для нас спасительным. То есть благодаря тому, что Христос вознесся на Небеса, мы обретаем спасение. Да, спасаемся благодаря Жертве Христовой на Кресте, но не только. Еще и потому, что Он вознесся на Небо, потому что благодаря этому вырастает наше поклонение Христу, почитание Христа.

Это значит, что апостолы стали больше почитать Иисуса Христа, когда Он вознесся на Небо, чем, когда Он был среди них. Потому что, когда он был среди них, они видели, что Он – Человек. Когда же Он, Человек, вознесся на Небеса, они поняли с абсолютной ясностью, что Он – Бог. И поэтому стали больше почитать Его. И мы больше почитаем Христа, чем было бы, будь Он здесь на земле. И это почитание Христа спасительно для нас. Почитание Его как Бога. Об этом пишет Апостол Павел, когда пишет об апостолах, об учениках: «Если же мы и знали Христа по плоти (по плоти – то есть смертного, из-за чего некоторые считали Его просто человеком), то ныне уже не знаем по плоти Христа, не видим». И если бы Христос был физически с нами, то мы, скорее всего, скатились бы к почитанию Его как очень хорошего человека, и трудно было бы верить в Него как Бога.

Христос уходит телесно, а приходит в Духе. Дарует нам Духа Святого, наполняет нашу жизнь Его присутствием. Мы со Христом как бы прощаемся, и одновременно встречаем Его, принимаем Его теперь уже в наши сердца. Теперь Христос не где-то вне, но внутри нас самих, в нашей жизни. Теперь не нужно куда-то идти, чтобы найти Иисуса Христа, чтобы встретиться с Ним, достаточно войти в собственное сердце – там Он пребывает. Пребывает Он также телесно, хотя и невидимым образом, таинственным образом, в Евхаристии, в Святом Причастии. Там мы Его встречаем, принимаем, соединяемся с Ним в вере. Будем же радоваться сегодня Вознесению Христову, ибо это, действительно, причина нашей радости.

о.Андрей Старцев

Послушать аудио можно по ссылке Проповедь 02.06.2019

Фото Анастасии Клыковой