«Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба» (Ин 20, 1). Само Воскресение, сам момент Воскресения Иисуса Христа остается для нас загадкой, тайной. Как оно произошло: сам момент Его Воскресения, когда было мертвое тело Христово во гробе, и потом, когда душа Его вновь вернулась в Тело. Тело преобразилось, когда Христос вновь стал живым, каким был раньше, но и по-другому, преображенным. Но мы понимаем, что там что-то такое важное, что-то, что дает радость. Некоторые пытаются как-то это передать в искусстве, изображая образ Воскресшего Христа, но понимая, что мы точно не знаем, как это произошло.
Попробуем разделить радость Христову, радость воскресного утра, радость утра Воскресения Иисуса. Можем поиграть в детективов, попытаться разобраться, что нам говорят об этом, о моменте Его Воскресения. По свидетельствам и уликам попробуем определить и обстоятельства, что там было. Во-первых, Христос воскрес очень рано, проснулся рано, еще до рассвета, было еще темно, когда пришла Мария Магдалина ко гробу, а Христа уже там не было. Как встал Христос? Когда Он воскрес? Ведь Он был замотан в погребальные пелены. Как Он встал? Снял с Себя погребальные пелены и плат с головы, то есть был отдельный плат, который завязывал голову. Пелены оставил просто так. А плат свернул по-хозяйски и положил отдельно.
Вот, что увидели апостолы. Заходит Петр и видит «одни пелены лежащие и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте» (Ин 20,7). Возможно, этот плат был свит или сложен узнаваемым образом. Апостолы провели с Иисусом три года: жили с Ним, ходили с Ним, видели, как Он обращается с вещами, и возможно, они увидели, что Он свил так же, как делал это раньше. Поэтому Иоанн, когда зашел вслед за Петром, зашел в гроб, увидел и уверовал. Уверовал в Воскресение Христа.
Иисус встал рано. Воскресение – это вставание, восстание в переводе с греческого. Еще было темно, и Он покинул гроб. То есть, Он уже встречал рассвет нового дня. Он пошел встретить восход, восход солнца. Возможно, вместе с Марией, Своей Матерью. Пришли женщины, Мария Магдалина – никого нет, Он куда-то ушел. Иисус ушел встретить новый день, новую эру, которая начинается с Его Воскресения. Эта новая эра начинается и для нас.
Второе чтение, которое мы слышали сегодня, о тесте и закваске. Здесь апостол Павел использует ее немножко в другом смысле, не так как Иисус Христос использует в Своих притчах. «Разве не знаете, что малая закваска квасит всё тесто? Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны» (1 Кор, 5, 6-8). Закваска – что это такое? Сейчас мы используем дрожжи, которые добавляем в тесто, чтобы тесто скисало. Но дрожжи – это процесс разложения, брожения, расщепления. Дрожжи расщепляют тесто, поэтому оно становится воздушным. Но как делали раньше: тесто оставляли на несколько дней, и оно само начинало бродить. То есть начинало, можем сказать, как бы портиться. Но из-за этого оно становилось вкуснее, и тем не менее…
Закваска – это кусочек от теста, который оставляли на следующий замес, чтобы потом не ждать долго. И Апостол Павел использует это сравнение, говоря о том, что это брожение, эта закваска подобна греху: «Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины» (1 Кор 5, 7-8). Или до этого сказал – вы бесквасны, то есть непрокисшие. Это новая эра, новая жизнь, которую начинает Христос, и которую Церковь начинает вместе с Ним.
Это время, когда мы тоже должны преобразиться, очистить это старое, что было до смерти Христа, что должно быть до нашей смерти. То есть очистить грехи, начать новую жизнь, жизнь чистую, как новое тесто, пресное, в котором нет закваски: чистое, совсем новое. Начнем и мы новую эру в нашей жизни вместе со Христом Воскресшим.
о.Андрей Старцев
Послушать аудио можно по ссылке Проповедь 21.04.2019