Сегодня, в это воскресенье, Литургия предлагает нам отрывок Евангелия от Марка. Здесь не написано, но если смотреть контекст, в котором находится этот отрывок, мы увидим, что это было, когда Иисус уже направлялся в Иерусалим, совершал этот путь в последний раз. Обратно в Галилею уже больше не вернется – только после Воскресения, потому что Он принесет Себя в жертву на Кресте. И вот эти последние дни Иисуса Он посвящает практически только самым близким, посвящает Своим ученикам. Если читать Евангелие, заметим, что Иисус в последние дни сосредоточился на тех, которым хотел оставить самое центральное, самое главное из Его посланий, из Его учения.

Наверное, эти обстоятельства тоже надо иметь в виду, чтобы понять, насколько важны эти наставления, которые Иисус дает, потому что они одни из последних. Сегодня тоже, наверное, очень важно подчеркнуть тот факт, что Иисус дал нам эти наставления, пока был в пути. Он был в пути, не останавливался, не сидел долго на одном месте, потому что эта характеристика, эта черта Иисуса в пути важна для каждого человека, для каждой христианской общины, для всей Церкви, чтобы не забывать, что мы тоже люди в пути, общины в пути. И поэтому нам следует всегда не забывать, что мы миссионеры.

К сожалению, эти слова «миссия», «миссионеры» иногда имеют такие, как мне кажется, нехорошие смыслы, нехорошие значения. Когда говоришь «миссионер», может быть какое-то понимание, что это такой фанатик или какой-то странный человек. А на самом деле, миссионер – это Христос, потому что Он был послан. Миссионер – это тот, который был послан, и мы тоже должны быть всегда в пути, как Христос, неся эту Благую весть тем, кто Его не знает, кто не знает Бога. И пусть тогда будет перед нашими глазами этот образ Иисуса, Который в пути воспитывает, наставляет Своих учеников. И эти слова, которые мы сегодня услышали, открывают нам смысл жизни Иисуса Христа, открывают Его личность, потому что Он сказал, что Сын Человеческий пришел не для того, чтобы Ему служили, но чтобы служить и отдать Свою жизнь. Так Христос видит Себя. Это то понимание, которое Иисус имеет о Себе: «Я – можно сказать так – считаю Себя для вас Даром Божьим. Я дар Бога-Отца для вас. Я пришел не для того, чтобы Мне служили, но чтобы стать вашим Служителем и отдать Свою жизнь для того, чтобы вы жили».

И вот это первое, что должно ударить в наше сердце, наше сознание, – в Иисусе Христе Бог стал нашим служителем. Он это покажет в день перед Тайной Вечерей, то есть несколько дней спустя после этого эпизода, когда умоет ноги учеников, давая пример этого служения. Это тоже надо держать в мыслях, в сердце – какое понимание Своей миссии, Своей жизни имел Иисус Христос. Он осознал Себя Даром Божьим для нас, Он осознал Себя Служителем, Который послан был, чтобы отдать Свою жизнь ради нас. Но эти слова открывают смысл и нашей жизни. Каждый из нас, наверное, тоже должен сказать: «Вот, я родился для того, чтобы каждый день своими действиями, своими словами делать других людей счастливыми. Это смысл моей жизни – делать счастливыми других людей».

И когда этого не происходит, когда мы этого не делаем, тогда начинаем терять смысл жизни. И можем совсем его потерять, и возникнут такие вопросы: «Зачем я на этой земле? Зачем я родился?» Каждый знает, что нет ничего более теплого в сердце, чем понимание, что ты кому-то нужен. И когда у человека возникает это осознание, что он никому не нужен, то это пустота. И вот Иисус этими словами о Себе открывает нам сегодня не только смысл Его жизни, но и смысл нашей жизни. Сын Человеческий пришел не для того, чтобы Ему служили, но чтобы служить и отдать Свою жизнь. И каждый из нас может сказать эти слова о себе: «Я родился, я пришел в этот мир не для того, чтобы мне служили, но чтобы служить другим и отдать свою жизнь ради других, ради тех, кого Господь поставил на моем пути».

И вот тогда открывается смысл жизни, тогда жизнь становится полноценной, тогда есть вероятность, что мы встретим это счастье, которого так иногда жаждем. Но мы не рождаемся с этим осознанием. Прийти к этому осознанию – это результат определенного процесса, это результат процесса воспитания, которое Сам Бог осуществляет.

Смотрите на этот эпизод сегодняшнего Евангелия. Подходят эти два брата, Иаков и Иоанн, они тоже понимают, наверное, по виду Иисуса, по тому, как Он говорил с ними, что дело подходит к концу, Он идет в Иерусалим в последний раз. И тогда они подходят и говорят: «Можно Тебя о чем-то попросить?». Иисус сказал: «Пожалуйста. Спросите. Что хотите, чем я могу вам быть полезным? Чем помочь?» И они сказали: «Вот, чтобы сидеть по правую и по левую сторону от Тебя, когда Ты будешь…» Они, наверное, думали, что Иисус станет царем, возьмет власть – «сидеть по сторонам от Тебя». Они просят о славе, о власти, они просят о том, чтобы не быть, как все остальные, а отличаться от других.

И Иисус тогда не говорит: «Ну вы вообще, какие вы, какие мысли у вас!» Нет, Он принимает эту их просьбу и начинает процесс воспитания. Он не упрекает их, что у них такие мысли, такие просьбы, Он начинает очищать их желания и  говорит: «Ну, сесть по правую сторону может и удастся, но вы готовы принять ту чашу, которую Я приму?» Другими словами: «Вы готовы жить, как Я живу? Вы готовы относиться к жизни, как Я отношусь?» А помните, что сказал в начале? Иисус считал, что Его жизнь – это Дар для других. «Вы готовы так жить? Принять вашу жизнь как дар для других? И идти по тем путям, по которым я шел и иду?»

И они ответили: «Да! Можем!» Иисус сказал: «Вы не совсем до конца все понимаете. Потому что вы будете пить ту чашу, которую я пью, будете креститься тем крещением, которым Я крещусь. Но, тем не менее, сидеть от меня справа и слева – это не зависит от Меня». То есть другими словами Он сказал: «Подражать Богу, подражать Христу – возможно, но только тем, кто открывает свою жизнь, свое сердце к этому воспитанию Божьему, к благодати Божьей, чтобы так жить, как Иисус нас научил. Мы можем, но не так, как сами думаем, а так, как Христос, как Бог для нас все это приготовил. Потому что жизненные пути не всегда мы сами выбираем, а когда выбираем, то иногда совершаем ошибки. Надо научиться принимать те жизненные обстоятельства, которые Сам Бог приготовил для нас».

И поэтому, когда Иисус сказал: «Да, вы сможете пить эту чашу, креститься тем крещением, но только если вы научитесь принимать то, что Бог вам приготовил». Надо позволить, чтобы Бог нас воспитал, надо, размышляя над этим словом, выразить эту готовность, это глубокое желание поддаться Божьему воспитанию, чтобы Он очистил наши амбиции, наше желание славы, власти или чего-то еще. И это происходит, потому что эти же ученики, Иаков и Иоанн, в итоге стали мучениками, то есть они стали апостолами, они стали теми, кто нес Благую весть другим. Уже забыли в конце своей жизни про эти амбиции, про жажду власти и жажду отличаться от других, быть лучше других и стали по-настоящему учениками Христа. Иисус изменил их сердце, потому что они поддались Его воспитанию.

И вот, когда после этой беседы другие ученики, которые подслушивали, тоже высказали свое возмущение: «Вы о чем просите Иисуса? Какие вы нехорошие, бессовестные!» Но не потому, что у них были мысли лучше, чем у остальных, а потому, что они подумали: «вот они опередили нас». Они тоже на самом деле проявили эту зависть. Иисус продолжает и с ними это воспитание. Он им сказал: «Вы тоже хотите быть первыми? Хотите быть великими? Хотите, чтобы о вас будущие поколения говорили? Хотите, чтобы вам поставили памятники на площади или построили скверы в вашу честь? Все это можно, возможно, Я это устрою», – Он сказал, но другими словами, – «Но для этого надо, чтобы вы стали служителями всех, чтобы вы стали последними. Вот тогда это произойдет».

Он сказал: «Все это можно, пожалуйста, но не по тем путям, по которым вы думаете идти, а по тем путям, по которым Я вас поведу». И вот тогда нужно наше согласие. Мы готовы идти по тем путям, по которым Господь хочет нас вести? Мы готовы принять это учение, это Слово, которое действительно может преобразить нашу жизнь? Несколько лет спустя  апостол Павел скажет в своих посланиях, например к Римлянам, когда он наставляет христиан, те же самые слова, которые Иисус сказал им, ученикам, но которые звучат по-другому: «Братья, будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте» (Рим 12, 10). А в послании к Филиппийцам пишет: «Ничего не делайте по любопрению, или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого выше себя. Не о себе только каждый заботься, но каждый о других» (Флп 2, 3-4).

Тогда попросим сегодня Святого Духа открыть наши сердца, чтобы принять это воспитание, продолжить процесс воспитания, который Бог хочет осуществить над нами. Чтобы мы могли понять смысл жизни Христа и смысл нашей жизни, которая состоит в том, чтобы служить и отдать свою жизнь.

о.Диогенес Уркиза

Послушать аудио можно по ссылке Проповедь 21.10.2018 (11.00)