ЕВАНГЕЛИЕ   Мф 28, 16-20

В то время:

16 Одиннадцать учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус. 17 И, увидев Его, поклонились Ему; а иные усомнились. 18 И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. 19 Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, 20 уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.

В Слове Божьем из сегодняшнего Евангелия от святого Матфея мы слышим, что Иисус собирает своих учеников – апостолов в Галилее, чтобы послать их в мир. Галилея была свидетелем многих событий в жизни Иисуса и его учеников: призвание у Геннисаретского озера, исцеления, Нагорная проповедь, преображение на горе Фавор, преумножение хлебов, предсказание смерти и воскресения, буря на озере и многие другие. Однако во времена Иисуса она была ничего незначащей провинцией, презираемой, далекой от Иерусалима, Святого города, местообитанием язычников и местом тьмы (Ис 9, 1). Именно из такого места насмешки и пренебрежения Иисус после Своего Воскресения посылает учеников ко всем народам. Сегодня, празднуя Торжество Пресвятой Троицы, мы с верой принимаем свет Божьего слова, которое проистекает для нас из этого Евангелия. У каждого из нас есть своя Галилея, и это наша жизнь, погруженная в жизнь Бога Отца, Сына и Святого Духа через благодать крещения. Благодаря Иисусу Христу, которого дал нам наш Отец (Ин 3, 16–17), мы можем познать Бога, Кем Он является и насколько сильно нас любит. Бог действует в такой жизни, какая она есть. В неидеализированной жизни, но зачастую слабой, грешной, презираемой, подверженной непониманию, издевательствам, ранениям. В ней есть и хорошие моменты и плохие, но с нами всегда пребывает Бог, наш Отец, детьми которого мы являемся, а Святой Дух непрестанно укрепляет и поддерживает нас, о чём мы слышим во втором чтении из Послания святого Апостола Павла к Римлянам. И хотя мы порой сомневаемся, как некоторые апостолы из сегодняшнего Евангелия, Иисус приближается к нам, чтобы мы по Его милости и любви могли узнать в Нем воскресшего Господа и без страха отдали в Его распоряжение нашу жизнь.

Иисус стоит перед Апостолами как Сын Человеческий, которому дана всякая власть на небе и на земле (см. Дан 7, 9–14). Как Господь и Бог силой этой власти посылает их по всему миру, обещая, что Его помощь и присутствие всегда будут их сопровождать.

Они должны научить все народы, буквально «сделать все народы Его учениками», «крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё», что Иисус повелел им. Обратим внимание на то, сколько раз повторяется слово «все», «всё», указывающее на то, что Евангелие – Благая Весть – предназначено для всех людей мира. Бог Отец любит всех своих детей, Его прощение, милосердие для всех. Иисус победил смерть и воскрес для всех, подобно и дар Святого Духа есть для всех людей. Именно на этом основано наше свидетельство, чтобы не мешать благодати Божией, которая для всех. Никто не исключен из любви Бога, Иисус отдал жизнь за всех людей, и мы освящены его жертвой раз и навсегда (см. Евр 10, 10). Быть учеником означает провозглашать эти истины с твердостью веры, с силой убеждения, а также подражать жизни Иисуса, чтобы другие, глядя на христиан, хотели быть Его учениками. Жизнь, которая становится самоотверженным даром и служением любви, лишенной эгоизма, является защитой учения Иисуса и его соблюдения. Пресвятая Троица – это вечное дарение любви Отца, Сына и Духа. Нам это открыл и приобщил нас к этой немыслимой близости и любви Троицы, Иисус Сын Божий, который засвидетельствовал об этом своей жизнью. Эта любовь – безусловный дар, предлагаемый каждому человеку. Мы входим в эту реальность в момент нашего крещения, погруженные в смерть и воскресение Иисуса, в котором мы были усыновлены как дети Бога Отца и наследники Царства Божьего. Святой Дух постоянно укрепляет в нас эту истину и молится в нас: Авва Отче! Мы посланы, чтобы свидетельствовать о безусловной, верной любви Бога, особенно тогда, когда другие сомневаются: действительно ли Бог любит меня, действительно ли Иисус воскрес из мертвых …?

Последнее предложение из сегодняшнего Евангелия не доводит эту историю до конца. Почему? Потому что Иисус дает свое обещание, что Он будет среди своих учеников постоянно! Это присутствие означает не только пророчество Исаии об Еммануиле (Ис 7, 14), процитированное в Мф 1, 23, но также и обещание, данное общине в 18,20: «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». С нашей стороны необходима вера в это обещание в нашей ежедневной Галилее, где мы боремся с нашими слабостями, неверием мира, неуважением, насмешками, презрением, потому что мы являемся учениками Господа и верим, что наша жизнь проживается во имя Отца, Сына и Святого Духа. Нам нужно вновь и вновь просить о мужестве следовать за Иисусом в любви, которая не ищет своего, но является даром, пожертвованным для других, даже если бы это дорогого стоило!

Господи Боже, благодарим за благодать быть Твоими детьми, за то, что мы призваны в общину с Твоим Сыном Иисусом Христом, учениками которого мы являемся, за наше крещение, включившее нас в общину Церкви. Просим Тебя, освяти нашу жизнь, соделай, чтобы мы были свидетелями Твоей любви в нашей повседневной жизни, посвященной Тебе и людям.

Будь с нами, Единый и всемогущий Боже, Отец, Сын и Святой Дух.

Предоставлено для перевода Copyright © 2018 Koinonia Św. Pawła.

Перевод с польского — Наталья Килина

По поручению Катехетической Комиссии

Епархии св. Климента в Саратове

Послушать аудио можно по ссылке Троица