Особенно обращаюсь к вам, моим братьям в совместном призвании священства, к вам, посвятившим себя Богу, а также ко всем верным в нашей красивой Епархии Святого Климента в Саратове.
Непосредственно предстоящее католическое торжество Святейшего Сердца Иисуса для большинства из нас является одним из «маленьких торжеств», и в этом выражается какое-то противоречие. Или – или! «Маленькое» или «торжество»! Торжество на закате? Или Церковь и человечество на закате? Довольно пустые храмы будут свидетельствовать нам о незначительности этого дня в жизни наших прихожан, а также об упущениях в нашей проповеди. Может быть, многие из нас уже вросли в эту ситуацию с самого детства и, действительно, никогда не находили (или не искали?) подход к празднованию Святейшего Сердца Иисуса. Хотелось бы, чтобы мои строки немного помогли разобраться в этом. Ведь наши торжества имеют свой смысл не в устаревшем фольклоре, а в глубине отношения с Богом, который есть – Любовь.
Всем нам известна фраза из первого послания святого Иоанна: «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, …» (1 Ин 3,1). Да, Бог есть Любовь. Но куда смотреть? «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, …» (Ин 3,16). Сам Отец дал Сына и «говорит»: Смотрите! … на Него.
Деловому современнику в моем зеркале уже почти свойственно отвечать: «Да. Хорошо. А дальше что?» – «Проехали!» – хочется ему ответить. А может быть, еще нет. «Остановись! Смотри! Смотри в эту пятницу на Иисуса, Сына Бога на Кресте. Посмотри на Него, не спеша!»
Видишь рану в боку? Это тогдашний способ вызвать клиническую смерть или подтвердить ее. Человек на Кресте мертв. Он кто? «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил 2,6-8).
Если Бог хотел, чтобы мир, люди, мы познали Его любовь в Воплощенном Сыне, тогда Он желал этого не только во взгляде на Новорожденного в яслях, на призывающего Учителя, на Того, Который проповедует «лето Господне», призывает к покаянию, исцеляет и любит всех. Самое сильное свидетельство своей любви Он дал в том, что не отвечал отрицанием на отрицание, а шел, т.е. любил, до конца на Кресте: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин 15,13).
Взгляд на распятого Христа – и, если позвольте сказать так: взгляд через открытую рану в Его Сердце – может стать взглядом на бесконечную божественную любовь к нам, ко мне, к Тебе, … при одном условии: Этот взгляд не должен быть взглядом безразличного, любопытного, художественного «фотографа». Скорее, в этом взгляде должны находиться следы удивления, тишины, может быть и растерянности, как у человека, которому только что и неожиданно сказали: «Я люблю Тебя». Таким образом, взгляд на Сердце Иисуса станет молитвой. В этой молитве, может быть, нет слов, но есть большая готовность отдаться.
Рана в боку – не высохший туннель. К ней относятся вода и кровь. Испокон веков в них познавали изобилие благодати, текущей к нам, не только в таинствах Церкви. Когда Папа Пий XII в 1956 году напомнил о столетии введения торжества Святейшего Сердца Иисуса во всем мире, он выбрал для начала своей энциклики (Haurietis aquas) пророческое слово Исаии: «В радости будете почерпать воду из источника спасения» (Ис 12, 3).
«Смотрите, какую любовь дал нам Отец, …» (1 Ин 3,1). – Будет ли у нас время смотреть? Хотим ли …? Умеем ли …? Близорукость может быть тревожным знаком возникшей катаракты, которая ведет к необратимой слепоте.
Братья и сестры, конечно, я не могу закончить мои размышления про торжество Пресвятого Сердца Иисуса, без осознания его связи с молитвой о святости священников. Папа Бенедикт XVI однажды сказал о смелости Бога, Который рискует поставить слабых людей на Свое место и действовать от Его имени, несмотря на то, что знает их немощность. В этом, сказал тогда Папа, истинное величие, которое таится в слове «священство». В совершении Евхаристии священник «раздирает» элементы мира, хлеб и вино, к Богу и соединяет их с Ним. Священство – не должность, но таинство. (Проповедь в конце Года Священника, Рим, 11.06.2010 г.)
О Христе в каждом священнике знали благочестивые бабушки в бывшем Советском Союзе, которые в жизни не слышали о Втором Ватиканском Соборе. Часто они осознавали это глубже, чем мы – сами священники. Любим ли мы свое призвание? Любим ли мы Того, Который нас призвал? «Симон Ионин, любишь ли Ты меня?» (Ин 21,15). – Кого мы любим, тот живет в нашем сердце, в наших мыслях, больше всех …
Дорогие собратья, мы все знаем: Быть добрым пастырем, не является эксклюзивным призванием епископов. В каждом священнике должна (и может) сиять близость Бога к людям, особенно к тем, которые нуждаются в Его милосердии.
Очень хотелось бы, чтобы образ нашей жизни, вашей и моей, стал более привлекательным для молодых людей, ищущих смысла своей жизни. Так как «вера от слышания» (Рим 10,1), так призвание от примера, по крайней мере, часто. Неужели мы слишком слабы, чтобы в промежутке времени, в который Господь нас поставил, передавать молодым людям вкус священнического призвания? Просто сказать: «все в руках Бога» – не честно, ведь – смотрите – Он отдает Себя ежедневно в наши руки. Стоит думать и молиться вместе, например, во время собраний в деканатах, не о церковных чиновниках, а о священниках, о самоотверженных, готовых к планам Бога, которые желают всем сердцем быть священниками. «Господи, обнови свою Церковь и начни с меня!»
Братья и сестры, я поздравляю вас с великим торжеством Любви Божией, желаю каждому из нас, чтобы взгляд на пронзенное Сердце Иисуса привел к углубленному познанию этой Любви, и прошу о конкретной молитве о святости священников.
«Иисус, кроткий и смиренный Сердцем, сотвори сердца наши подобными Сердцу Твоему!»
С любовью во Христе,
Ваш + Клеменс
Епископ в Саратове