Хотим мы этого или не хотим, но в жизни всех нас, если мы практикующие христиане, обязательно есть человек, призванный играть в нашей жизни особую роль – этот человек – приходской священник. Мы можем видеть в нём отца и духовного руководителя и ловить каждое его слово, можем не соглашаться с ним и возражать всегда и во всём, критиковать его проповеди, обижаться на него и даже злиться, но приходится признать, что этот человек необходим нам. Катехизис Католической Церкви говорит, что «Никто, будь то человек или община, не может самому себе проповедовать Благую Весть» (ККЦ 875), а человек, утверждающий, что может говорить с Богом напрямую, без посредников рано или поздно обнаружит, что, по меткому выражению одного священника, говорит сам с собой.
4 августа Церковь отмечает день святого покровителя всех приходских священников – пастыря из Арса, святого Иоанна Марии Вианнея, сельского священника, более сорока лет бывшего настоятелем крошечного деревенского прихода, крестьянина по происхождению, как и большинство его прихожан, говорившего со своими духовными детьми на ясном и простом языке, учившего их и их детей катехизису на понятных им примерах и бывшего для них примером святости и образцом подлинной христианской жизни.
Святой Иоанн Мария Вианней родился 8 мая 1786 г. в деревне Дардийи недалеко от Лиона в крестьянской семье. Родители его были очень набожны – каждый день семьи был разделён на периоды, связанные с определённой молитвой. Легенды, сегодня окружающие жизнь и биографию Арсского пастыря, рассказывают о том, что ещё младенцем он, прежде чем взять материнскую грудь, ждал, чтобы его перекрестили. На самом ли деле это было так, теперь не скажет никто, но поневоле вспоминается, как, узнав, что жители Арса показывают паломникам то место, где по пути в Арс, будущий настоятель встал на колени и молился за его жителей, после чего они и обратились, святой с усмешкой сказал: «Неплохо придумано».
Иоанн Мария очень рано почувствовал желание стать священником. Сам он вспоминал, что это желание стало непреодолимым тогда, когда он понял, что стать священником значит быть всегда готовым умереть за веру. В то время во Франции смерть за веру была повседневной реальностью – Иоанну Марии было всего семь лет, когда начался террор, он видел войска революционной армии, проходившие через Дардийи, знал, что приходской священник согласился принести присягу новой власти, чтобы уцелеть, и теперь прихожане считают его отступником, слышал от родителей и соседей, что те священники, которые отказались это сделать, в буквальном смысле слова, лишились головы. Его собственные родители прятали у себя в доме священника, не присягавшего якобинцам (именно этот священник – о. Гробо принял первую исповедь Иоанна Марии). По всей Франции безбожная власть преследовала и убивала священников и монашествующих, стремясь разрушить веру в сердцах людей. Отступничество настоятеля Дардийи не защитило деревенской церкви, несмотря ни на что она была закрыта. Когда в 1799 году мальчику пришла пора принимать первое Причастие, это возможно было сделать только тайно. Для того, чтобы скрыть происходящее от возможных соглядатаев, к окну комнаты, в которой совершалась Евхаристия, поставили телегу, нагруженную сеном. Но не только политическая обстановка в стране лишала мальчика надежды стать священником – из-за того, что якобинцы закрыли не только церкви, но и школы, он не мог научиться писать и читать даже на родном языке, не говоря уже о латыни, на которой велось преподавание в нескольких семинариях, действовавших подпольно. Когда Иоанн Мария, наконец, смог учиться, ему было уже семнадцать лет. Учёба давалась юноше очень трудно, латинские слова, по его собственным воспоминаниям, не удерживались в голове, несмотря на старания и всяческую поддержку приходского священника из соседней деревни Экюли о. Балле, вызвавшегося давать уроки юному крестьянину и считавшему, что у того и в самом деле есть призвание к священству. С огромным трудом молодому человеку удалось, наконец, поступить в семинарию, но вскоре его отчислили за неуспеваемость, и ему пришлось поступать туда снова. Несмотря на трудности в учёбе, стремление Иоанна Марии к священству, его глубокая вера, свойственный ему аскетизм и высокое мнение о нём о. Балле убедили епископа в том, что призвание молодого человека подлинное, и 13 августа 1815 г. в Гренобле он был рукоположен во священника и назначен викарным к своему наставнику, а после смерти о. Балле его направили в маленькое селение Арс, где было всего 270 жителей, которых, по неприязненному отзыву предыдущего священника, отличало от зверей только то, что они были крещены. В селе не было школы, зато было четыре кабака, которые посещались жителями гораздо усерднее, чем церковь.
Новый настоятель прихода, возможно, как язвительно сказал о нём один из окрестных священников, не был блестящим богословом и уж конечно он не блистал ораторским искусством, в том смысле, как это было принято понимать во Франции в начале XIX века, но он говорил с прихожанами на их языке и объяснял им основы веры так, что они легко понимали его. Он плакал над их грехами в исповедальне, если видел, что сами они исповедуются формально, не испытывая сокрушения, назначал им небольшие епитимии, считая, что сам должен нести покаяние за грехи своих прихожан и в покаяние за их грехи отказывался от самого необходимого – почти не ел и спал на голых досках. Он стремился к тому, чтобы их формальная вера, вера «по привычке», стала живой и глубокой. Предостерегая их от теплохладности, от механической молитвы и присутствия на литургии потому, что «так принято» он говорил: «Сколько людей, присутствующих в церкви как будто только чтобы оскорблять Бога! Они занимаются тысячью дел, постоянно отвлекаются… А на престоле Сам Христос, протягивает Свои руки, исполненные благодати, и не знает кому ее дать. Он как будто говорит им: «Просите же Меня, и Я исполню ваше прошение». А они, несмотря на такое богатство благодати, выходят из церкви такими же бедными, как и вошли, потому что пришли туда без определенной цели, потому что не высказали определенной просьбы, не приняли никакого твердого решения». Он всегда советовал им в любой момент жизни, при принятии любых решений исходить из любви к Богу и стремления к вечному спасению.
И, самое главное, ежедневно давал им пример веры и подлинно христианской жизни.
Как и жизнь многих святых, его жизнь была полна особым почитанием Евхаристии. «Влюблённый в Евхаристию», как назвал его Папа Бенедикт XVI, он хотел, чтобы его прихожане в полной мере могли насладиться этим бесценным даром, не принимали его равнодушно, но и не отказывались от причастия из-за неправильно понимаемого смирения. В одной из своих проповедей он говорил: «Иногда говорят: «Но я недостоин причащаться…» Что за глупость! Ну конечно же, вы недостойны этого; Пресвятая Дева была недостойна принять Бога, и ни одна тварь не может быть достойной этого. Но так как Бог нисходит к нашему ничтожеству, мы должны приложить все старания, чтобы заслужить ежедневное причастие».
Постепенно молитвы и труды молодого настоятеля стали приносить плоды. Всё больше и больше жителей деревни стали участвовать в мессе и приступать к таинствам исповеди и причастия. В Арсе возникли братство Святого Розария и братство Святых Даров, объединяющие мирян. В 1824 г. удаётся открыть школу-пансион для девочек, которая получает имя «Провидение», и средства на содержание которой возникают почти чудесным образом из ниоткуда, оправдывая её название. Рассказывают о случаях, когда малым количеством имеющихся продуктов удаётся накормить досыта всех учениц школы или в пустой кладовой вдруг обнаруживаются съестные припасы. Преподают в школе и руководят ею крестьянские девушки, обученные и подготовленные настоятелем.
Слух о замечательном священнике из маленького селения распространяется повсюду, и в Арсе появляются паломники, желающие послушать его проповеди, поговорить с ним, исповедаться ему.
Говорили, что нередко он знал грехи кающегося прежде, чем тот приступал к исповеди. Однажды, когда к нему подошла вдова самоубийцы, горячо любившая мужа и страдавшая от мысли, что его душа навек погублена, прежде, чем она успела что-то сказать, святой обратился к ней со словами: «Не плачь, между мостом и водой твой муж раскаялся». Не все приезжали в Арс с благочестивыми целями, некоторые хотели посмеяться над сельским священником и его паствой «полной предрассудков», но услышав проповеди о. Вианнея многие из этих насмешников были обращены против своей воли. Удивительным было и то, что хотя церковь не могла вместить всех желающих слушать проповедь и части паломников приходилось стоять снаружи, они прекрасно слышали голос священника, от природы высокий и слабый, при том, что никаких специальных средств для усиления звука не было.
Вскоре паломников стало так много, что власти Лиона открыли специальное железнодорожное сообщение по маршруту Лион – Арс. В кассе продавали билеты в оба конца, действительные в течение восьми дней, потому что тем, кто желал исповедаться, приходилось ожидать своей очереди неделю. Именно тогда о. Вианнея, начинавшего исповедовать летом в два часа ночи, а зимой в четыре и стали называть узником исповедальни. Не все кающиеся были готовы терпеливо ожидать своей очереди. Однажды один важный господин, не решаясь нарушить очередь, всё же с возмущением сказал: «На прошлой неделе я обедал с императором, а Вы заставляете меня стоять здесь», на что о. Вианней тотчас же ответил: «Ну что ж, а я каждый день обедаю с Господом».
Весь приход считал своего пастыря святым, его заслуги были признаны гражданскими властями, он был награждён орденом Почётного Легиона, но слава и признание тяготили его. Он даже не хотел принимать награду, говоря, что боится предстать перед Господом «со всей этой ерундой» и услышать от Него, что свою награду он уже получил. Он считал себя недостойным быть настоятелем прихода, неспособным к тому, чтобы нести ответственность за доверенных ему овец, стремился уйти в уединённую обитель, чтобы в молитве и созерцании подготовиться к смерти, в которой видел встречу с Богом. Слава святого и великого исповедника заставляла его страдать и чувствовать себя обманщиком, он искренне считал, что только недоброжелатели «сумели правильно его понять».
Много раз он обращался к епископу с просьбой об отставке, трижды пытался покинуть приход, и это было похоже на бегство, но всякий раз прихожане возвращали его, умоляя не оставлять их и обещая, что если они своими грехами и неправильным поведением огорчили своего наставника, то готовы каяться и исправляться. Без этого маленького священника, исполненного нежного сочувствия к грешникам, но непримиримого ко греху они чувствовали себя детьми, которых бросает отец, и он остался со своими прихожанами, больше не предпринимая попыток уйти.
Он умер 4 августа 1859 года. Ухаживавший за ним во время болезни монах вспоминал, что, когда в день смерти он принял Христа в Евхаристии, глаза его были полны слёз, и он сказал: «Грустно причащаться в последний раз», но умирая, он был полон веры и счастья.
Десять дней верующие Франции прощались со своим святым.
Поэт Анри Геон, написавший биографию Арского пастыря, сказал о нём: «Он обращал всех, кто приходил к нему и, если бы не умер, то обратил бы всю Францию». Но священник из Арса и сегодня обращает людей, тысячи паломников уже не только из Франции, но и со всего мира стекаются в Арс, чтобы просить о заступничестве св. Иоанна Марию Вианнея, «скромного приходского священника … времен французской революции», которому, по словам Папы Бенедикта XVI, «…Святостью своей жизни и пастырским рвением … удалось сделать из этого небольшого селения образец христианской общины, вдохновляемой Словом Божиим и Таинствами».
Анна Кудрик
Источник: Сайт Архиепархии Божией Матери в Москве