История
——————————
Некоторые историки, предполагают, что у начал этой традиции лежит борьба с языческими культами. На Востоке май посвящался богине Артемиде, а в Риме весной почитали богиню Флору. Церковь, особенно в Средневековье, приложила немало усилий, чтобы «окрестить» языческую традицию и направить ее в иное русло.
Истоки майских богослужений можно найти на греческом Востоке, где уже в V веке в верующие в мае собирались и пели гимны, прославляющие Деву Марию. На Западе первые попытки посвящения месяца мая Богородице впервые встречается в Испании переломе XIII – XIV веков. Король Кастилии и Леона Альфонсо X, автор сборника из 420 песнопений, посвященных Деве Марии (Cantigas de Santa María) в одной из кантиг Ben vennas Mayo, связывает месяц май с Пресвятой Богородицей.
Один из доминиканских мистиков блаж. Генрих Сузо в своих сочинениях вспоминает, что, будучи ребенком, собирал цветы и приносил их Марии. Во многих житиях святых и монастырских хрониках можно прочитать о майском почитании Пресвятой Девы. Хорошим тому примером служит св. Филипп Нери, который собирал детей у скульптуры Богоматери, призывал их к молитве и складывал вместе с ними цветы к ее стопам. Впервые же май был назван месяцем Марии в 1549 году в книге Вольфганга Сейдля «Духовный май», изданной в Германии.
Однако, центром майских богослужений, откуда они распространились по всему миру, стала Италия. В начале XVII века, майские богослужения совершали итальянские доминиканцы, в частности в Фьезоле, где горячим проповедником этих служб был о. Анджело Доминико Ждуинжи. Он в 1676 году основал братство Comunella, целью которого было почитание Пресвятой Девы, особенно в мае.
Вторым, значимым для майского культа, местом был Неаполь. Здесь с 1674 года в мае в храме святой Клары совершались ежедневные богослужения, на которых пели богородичные песни, а в завершении благословляли присутствующих Святыми Дарами.
Отцом майских богослужений считается иезуит о. Ансолани, живший на переломе XVII – XVIII веков. Он организовывал в королевской часовне специальные концерты богородичных песнопений, которые завершал благословением Дарами.
Великим пропагандистом майских богослужений был иезуит о. Альфонс Муццарелли, который в 1787 году издал специальную брошюру и разослал ее всем итальянским епископам. Его молитвенник выдержал около 70 изданий. Он же ввел богослужение в римском храме Иль Джезу. Сопровождая папу Пия VII в Париж, он привнес это богослужение и во Францию. Затем эта практика распространилось по многим иезуитским монастырям и учебным заведениям.
25 марта 1915 года Пий VII написал буллу, посвященную майским богослужениям, даровав полную индульгенцию всем, кто принимает в них участие. Это еще больше способствовало распространению традиции.
В 1965 году Папа Павел в специальном письме, посвящённом месяцу маю, призывал верующих сохранять эту традицию. Он писал:” Пусть Та, что пережила тревоги и тяжести земной жизни, усталость ежедневных забот, трудности и испытания бедности и страдания Голгофы, в час нужды придёт на помощь Церкви и человечеству.”
——————————
Лоретанская литания
——————————
В 1859 году папа Пий IX утвердил, существующую до сих пор, форму майских богослужений, состоящих обычно из Лоретанской литании, проповеди и торжественного благословения Дарами.
Лоретанская литания – главная часть майских богослужений. Свое название она берет от итальянского города Лорето, где в местной базилике хранится т.н. Святой дом (Santa Casa), фрагменты жилища Пресвятой Богородицы. Именно здесь Литания Пресвятой Деве была особенно популярна. Однако считается, что появилась она в XII веке во Франции. Первая ее версия не сохранилась. Существовало несколько вариантов текста. Один из них в 1575 году руководитель хора в Лорето Констанцо Порта положил на музыку. Это и способствовало популяризации именно этого варианта, ставшего известного теперь во всем мире.
В 1581 году Папа Сикст V даровал индульгенцию, всем читающим эту литанию. С годами в ее текст добавлялись все новые и новые воззвание, что вынудило в начале XVII века Священную конгрегацию обрядов запретить самовольные добавления. Тем не менее, изменения в текст вносились, но уже с одобрения Ватикана. Самое последнее изменение было внесено в 1995 году, когда было добавлено воззвание «Царица семей».
Текст литании
Господи, помилуй. Господи, помилуй.
Христе, помилуй. Христе, помилуй.
Господи, помилуй. Господи, помилуй.
Христе, внемли нам. Христе, услышь нас.
Отче Небесный, Боже, помилуй нас.
Сыне, Искупитель мира, Боже, помилуй нас.
Дух Святой, Боже, помилуй нас.
Пресвятая Троица, единый Боже, помилуй нас.
Пресвятая Мария, молись о нас.
Пресвятая Богородица, молись о нас.
Пресвятая Дева над девами, молись о нас.
Матерь Христова, молись о нас.
Матерь Церкви, молись о нас.
Матерь благодати Божией, молись о нас.
Матерь нетленная, молись о нас.
Матерь пречистая, молись о нас.
Матерь целомудренная, молись о нас.
Матерь непорочная, молись о нас.
Матерь прелюбимая, молись о нас.
Матерь предивная, молись о нас.
Матерь доброго совета, молись о нас.
Матерь Сотворителя, молись о нас.
Матерь Спасителя, молись о нас.
Дева премудрая, молись о нас.
Дева досточтимая, молись о нас.
Дева достославная, молись о нас.
Дева пресильная, молись о нас.
Дева милосердная, молись о нас.
Дева верная, молись о нас.
Зерцало справедливости, молись о нас.
Престол мудрости, молись о нас.
Источник нашей радости, молись о нас.
Святыня Духа Святого, молись о нас.
Святыня славы Божией, молись о нас.
Святыня глубокой набожности, молись о нас.
Роза таинственная, молись о нас.
Башня Давида, молись о нас.
Башня из слоновой кости, молись о нас.
Дом драгоценнейший, молись о нас.
Хранилище Завета, молись о нас.
Дверь небесная, молись о нас.
Звезда утренняя, молись о нас.
Болящим исцеление, молись о нас.
Грешникам прибежище, молись о нас.
Скорбящим утешение, молись о нас.
Христианам помощь, молись о нас.
Царица Ангелов, молись о нас.
Царица патриархов, молись о нас.
Царица пророков, молись о нас.
Царица Апостолов, молись о нас.
Царица мучеников, молись о нас.
Царица исповедников, молись о нас.
Царица девственниц, молись о нас.
Царица всех святых, молись о нас.
Царица, без первородного греха зачатая, молись о нас.
Царица, на небо взятая, молись о нас.
Царица святого Розария, молись о нас.
Царица семей, молись о нас.
Царица России, молись о нас.
Царица мира, молись о нас.
Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира, прости нас, Господи.
Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира, услышь нас, Господи.
Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира, помилуй нас, Господи.
Стих: Моли о нас, Пресвятая Богородица.
Ответ: Да удостоимся исполнения Христовых обещаний.
Помолимся. Господи Боже! Благоволи дать нам здоровье души и тела и через покровительство Пресвятой Богородицы избавь нас от зла на земле и одари вечной радостью на небе. Через Христа, Господа нашего. Аминь.
Под Твою защиту прибегаем, Пресвятая Богородица. Не презри молений наших в скорбях наших, но от всех опасностей избавляй нас всегда, Дева преславная и благословенная. Владычица наша, Защитница наша, Заступница наша, с Сыном Твоим примири нас, Сыну Твоему поручи нас, к Сыну Твоему приведи всех нас. Аминь.
Источник: Католический блог