6 мая – св. Георгий Победоносец, мученик. Память

Есть святые, которых знают все – даже те, кто не верит в само существование святых, такие, о ком каждый расскажет хотя бы что-нибудь. Так все, независимо от вероисповедной принадлежности, знают о святом Николае Мирликийском, в том числе и те, кто не знает, в какой части света располагались Миры Ликийские, что это за «должность» – епископ, и затрудняется сказать, во что верил и Кому служил этот святой. Без всякого сомнений можно сказать, что к таким святым относится и святой Георгий Победоносец.
Культ этого святого и мученика, почитаемого как Католической, так и Православной Церковью необычайно широко распространён. Уже в V веке храмы в его имя строились не только на Востоке, где в IV веке он пострадал за Христа, но и везде, где исповедовали христианство. Множество населённых пунктов по всему миру и даже целые государства или обширные территории в составе государств, например, Грузия или штат Джорджия в США, названы в честь св. Георгия. Он – небесный покровитель России, Англии, Португалии, Литвы и множества городов от Женевы до Москвы, гербы которых украшает георгиевский крест или изображение самого святого. Во имя святого Георгия Победоносца были учреждены самый древний орден Европы – британский орден Подвязки и самая почётная в России награда – Георгиевский крест, жаловавшийся только за личное мужество, проявленное в бою. Святой Георгий – покровитель рыцарей, солдат, кавалеристов, земледельцев, охотников, скаутов. К его заступничеству прибегали и прибегают христиане при головных болях, укусах ядовитых змей или при извержениях вулканов. В Средние века он входил в число четырнадцати святых-помощников, которым молились при чумных эпидемиях и, вероятно, никакой другой святой от глубокой древности до наших дней не почитался так глубоко, как он, будь то на Западе, или на Востоке.

История мученичества святого Георгия, пересказывалась множество раз и во множестве вариантов древними и средневековыми авторами Востока и Запада. Считается, что святой Георгий был родом из Лидды в Палестине или же из Каппадокии, а в Лидду бежал вместе с матерью после того, как в Каппадокии был замучен за веру во Христа его отец. Грузинские биографы святого утверждают, что он приходился родственником святой равноапостольной Нине – просветительнице Грузии, которая также была родом из Каппадокии. Здесь, в Каппадокии святой Георгий поступил на военную службу и сделал успешную карьеру, став, благодаря своему мужеству, талантам и большой физической силе одним из тысяченачальников. Когда начались гонения на христиан, он не стал скрываться, но, раздав всё, что имел бедным, явился к императору и открыто объявил себя христианином. В житиях и легендах, повествующих о мученичестве этого святого, рассказывается о том, что он выдерживал ужасающие пытки в течение долгого времени. Некоторые источники говорят о семи днях мучений, другие – о семидесяти, третьи – о семи годах. Его пытали на колесе, утыканном ножами, били кувалдой и придавливали огромным камнем, заставляли бегать в железных сапогах, раскалённых докрасна, бросали в яму с негашёной известью, сбрасывали с обрыва, били плетьми так, что с него слезла кожа, распарывали ножам живот, поили ядом. На некоторых житийных иконах изображалось, как святого сажают внутрь металлического быка и разжигают под его брюхом огонь. И всякий раз после пыток святой Георгий, помолившись, представал перед своими мучителями исцелённым. Уже находясь под арестом, святой совершал и другие чудеса, в том числе оживил павшего вола и воскресил умершего слугу и, видя это, многие уверовали во Христа.

Наконец, так как его невозможно было заставить отречься от веры, он был приговорён к смерти. В ночь перед казнью ему явился Христос и обещал Своему воину Рай. Наутро Георгий попросил отвести его в храм Аполлона. Обрадованные мучители решили, что он отступился от своей веры и согласен принести жертвоприношение языческим богам, но в храме святой молитвой сокрушил не только статую Аполлона, но и все другие статуи языческих богов. В тот же день он был обезглавлен.

Самая известная легенда о святом Георгии рассказывает о том, что после своей мученической смерти он, сойдя с небес на землю, победил змея, отравлявшего некий город своим ядовитым дыханием и требовавшего человеческих жертв. После того, как змей был поражён мечом святого, жители города обратились в христианство. Кто-то видит в этой апокрифической истории продолжение средневековых легенд о рыцарях и драконах, но больше она похожа на притчу, где в иносказательной форме рассказывается о том, как жители города через заступничество святого преодолели дьявольские искушения. Не случайно же, все варианты этой прекрасной истории говорят именно о змее (символе сатаны), а не о драконе. И именно таким – прекрасным всадником, сокрушающим зло, принято изображать святого Георгия.

Все жизнеописания святого Георгия отличаются друг от друга различными подробностями, и Церковь говорит нам о том, что они не могут считаться вполне достоверными, но есть несколько строк из Церковной Истории Евсевия Кесарийского, которые принято считать бесспорными сведениями об этом святом: «Когда впервые был оглашен указ о церквах [Диоклетиана], некий человек самого высокого, по мирским представлениям, звания, движимый ревностью о Боге и побуждаемый горячей верой, схватил указ, прибитый в Никомидии в общественном месте, и разорвал его на куски как богохульный и нечестивейший. Это произошло, когда в городе находилось два властителя: один — самый старший — и другой, занимавший после него четвертую ступень в управлении. Этот человек, прославившийся таким образом, выдержал все, что полагалось за такой поступок, сохраняя до последнего вздоха ясный ум и спокойствие».

Анна Кудрик

Источник: Сайт Архиепархии Божией Матери в Москве