ПАСТЫРСКОЕ ПОСЛАНИЕ ВСЕМ ВЕРНЫМ ЕПАРХИИ СВЯТОГО КЛИМЕНТА В САРАТОВЕ . Вестник 2004г. №2

IMG_0767ПАСТЫРСКОЕ ПОСЛАНИЕ ВСЕМ ВЕРНЫМ ЕПАРХИИ СВЯТОГО КЛИМЕНТА В САРАТОВЕ

Ибо младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности,Князь мира. (Ис.9:6)

Возлюбленные – во Христе – братья и сестры!
В очередной раз мы готовились справлять Рождество Христово. И, несмотря на то, что 2004 года со дня Его рождения не похоже на круглую дату, наша благодарность должна быть не менее искренней, наши молитвы не менее созерцательны, наше желание принять Его не менее горячо, чем тогда, когда мы это торжество назвали Великим Юбилеем. Наоборот, пусть нынешнее Рождество Христово, на фоне прошедшего года, а также из опыта, собранного каждым из нас, станет открытием глубины божественного смирения, раскрытием Его сочувствующего присутствия в мире и запоздавшей капитуляцией нашего сопротивления перед тайной Его безмерной любви!

Дерзкая культура торговли все больше отдаляет людей от истоков торжества, т.к. упорно устремляет взгляды своих жертв на витрины и экраны, возбуждая желание иметь то, о чем до сих пор не думали. Тем же образом она задымляет память и совесть человека, отчуждает его от себя и рождает новый образ атеизма.

Дорогие братья и сестры, с радостью я призываю вас приближаться к Вифлеемским яслям, к вертепам, которые сегодня украшают ваши храмы, а может быть и дома. Смотрите! Размышляйте! Созерцайте! Пусть внешний взгляд откроет вам глаза души! «Ибо младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира».

Естественно, рождественский мир Вифлеемского Младенца не ложное отвлечение от происходящего. Глобальную вершину зверской жестокости этого года занимают события в одном из городов в нашей Епархии, его имя навсегда погружено в траур: Беслан.

Сегодня мы осознаем, что и из-за этого Иисус пришел в мир. Он не родился в дворце сытых людей, и не умер на мягком перине. Святой Павел пишет: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной». (Фил.2:6-8) А святой евангелист Иоанн добавляет: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». (Иоан.3:16) – Ощущая глубокую боль и сочувствие родным погибших, которые стали живыми жертвами жесточайшего террористического акта, а также бессилие в большой степени, я благодарен отцу Янушу, настоятелю прихода во Владикавказе, а также сотрудникам и добровольцам Каритас и прихожанам, которые с огромной самоотверженностью помогали и помогают утолять душевные боли, поддерживать отчаянных и придавать новую надежду. Хочется всем вам сказать, что о. Януш в октябре должен был быть вознагражден за его уже больше чем 10-летнее пастырское служение в России поездкой на 48-ой Всемирный Евхаристический конгресс в Мехико. После Бесланской трагедии он отказался от поездки словами: «Я теперь здесь нужен».

Мои возлюбленные, много можно было и надо было еще сказать в продолжении этой темы, но реплика сказана, слово, которое торжество Рождества Христова в 2004 году делает на долгое время неповторимым.

Всемирный Евхаристический конгресс в октябре этого года являлся открытием целого года, посвящен самым светлым и самым глубоким из таинств. «Мысль о подобной евхаристической инициативе я уже давно лелею в своем сердце», пишет Святейший отец Иоанн Павел II в своем Апостольском послании к началу этого года Евхаристии. Главная фраза, которая повторяется в папских документах последнего времени, т.е. цель его пастырского плана, это приведение Церкви к «созерцанию лика Христа».

Рождество – уникальное событие в течение этого года. Однако, мы чувствуем, что Рождество Христово и святая Евхаристия привязаны друг к другу навсегда. В молитве «Ангел Господень» мы ежедневно вспоминаем слова из рождественного Евангелия от Иоанна:  «И Слово стало Плотью», отвечая «и обитало с нами». Тот же самый святой Иоанн передал нам великую евхаристическую катехизацию Самого Иисуса, в которой Он около пяти тысячам слушателей говорит: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день». (Иоан.6:54) – Итак, связь между первым пришествием Христа, Рождеством, и повседневным пришествием Его в святой Евхаристии явная. Нельзя забывать о том, что один и то же автор, дважды намеренно, употребляет слово «Плоть» в одном и другом контексте: Сын Бога, который стал Плотью в Назарете, родился в Вифлееме и «обитал с нами», есть та Плоть, Которую мы едим, когда принимаем святое Причастие. Слово, Которое «обитало с нами», обитает с нами и сегодня. Иисус говорит: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем». (Иоан.6:56)

Первым выводом из этого маленького размышления могло бы стать ежедневное желание, увидеть в маленькой Остии, перед которой мы приклоняем колено, Младенца Иисуса, Всемогущего Бога, Который сделал Себя бессильным, чтобы пережить с нами глубины человеческой судьбы, как однажды, так и сегодня. «Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее». (Матф.18:11)

Братья и сестры, в течение Евхаристического года мы будем искать не только Младенца, но и «Советника, Бога крепкого, Отца вечности, Князь мира (ср. Ис. 9:6), а также Брата Иисуса, Друга, Жениха, не забывая о Распятом, Воскресшем, «Грядущем на облаках небесных». (Мф. 14: 62) – Одного года, может быть, даже мало. Но, независимо от выбора размышления, созерцание лика Христа – это предвкушение вечности. – И снова мы попали в близость святой Евхаристии! Не сухой хлеб, а «Хлеб небесный, все радости в себе содержащий» дает Он нам. Не повторяйте эти слова, подразумевая приказ, исполнение которого делает вас хорошими, но устремляйте ваше внимание на них! Надо ли быть избранным, чтобы убедиться в их верности? Снова святой Иоанн тот, который передал нам слово Спасителя, сказавшего: «Я избрал вас». (Ин. 15:9)

Возлюбленные, желание моего сердца в том, чтобы Евхаристический год в нашей Епархии способствовал заметному развитию каждого из нас. Мы могли бы увидеть в нем продолжение и углубление «нашего» Года милосердной любви, ведь любовь ко Христу и любовь к ближнему неотделимые друг от друга. (см. Мф.25:40) Эта таинственная связь состоится, когда мы больше не воспринимаем святую мессу как мероприятие, одно среди множества других в течение дня и недели. Поэтому Папа говорит о развитии евхаристической духовности в нашей жизни. Только когда Евхаристия прорежет, нарушит, проникнет и наполнит нашу без-евхаристическую – и поэтому часто безбожную – жизнь, Она станет плодоносной, станет «источником и вершиной» Твоей жизни.

Братья и сестры Младенца Христа, пусть тихий взгляд на Новорожденного, станет вам первым сознательным упражнением в созерцании лика Христа, а вторым, вслед за ним, – когда священник вам представляет: «Вот – Младенец – Агнец Божий, берущий на себя грехи мира».

 Желание, чтобы и другие нашли дорогу к Христу, рождается только у Его друзей, а горящее желание, только у любящих Его. Подружитесь! Всматривайтесь в Него! Самые прекрасные люди – святые – обещают нам, что никогда не будем сожалеть об этом.

В конце этого послания я прошу вас, передать мои рождественские поздравления всем больным, которые сегодня не смогли придти в храм! Пусть Иисус, Который Себе избрал захолустье, придет и к ним и утешит их Своим миром! А также прошу, в свое время передать поздравления нашим братьям и сестрам других христианских Конфессий. При всем не забывайте: «Все, что вы не сделали им, вы не сделали Ему!» (ср. Мф. 25:45)

С радостью и благодарностью я вспоминаю о вас в моем сердце. Пользуясь возможностью, хочу передать вам мое пастырское благословение.

В этот радостный день да благословит вас и ваших близких Всемогущий, Всемилостивый Бог: Отец +, и Сын +, и Дух Святой +. Аминь.
С  братской любовью к каждому из вас Клеменс, 
Правящий епископ Епархии
Святого Климента в Саратове