28 января – день памяти святого Фомы Аквинского

Святой Фома родился около 1225 г. В юном возрасте вступил в Орден доминиканцев. Учился богословию сначала в Кёльне под руководством св. Альберта Великого, потом в Париже, где затем и сам преподавал. Является наиболее известным представителем философии и схоластической теологии. Его главные творения: «Summa theologia», и «Summa contra paganos» — неповторимый синтез философии и схоластической теологии. Написал также и комментарии к Священному Писанию. Умер 7 марта 1274 г. Почитается как покровитель католических школ.

Фома Аквинский (иначе Фома Аквинат или Томас Аквинат, лат. Thomas Aquinas итал. Tommaso d’Aquino) родился примерно в 1225, замок Роккасекка, близ Аквино — умер 7 марта 1274, монастырь Фоссануова, около Рима) — философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, учитель церкви, Doctor Angelicus, Doctor Universalis, «princeps philosophorum» («князь философов»), основатель томизма, член ордена доминиканцев; с 1879 года признан наиболее авторитетным католическим религиозным философом, который связал христианское вероучение (в частности, идеи Августина Блаженного) с философией Аристотеля. Сформулировал пять доказательств бытия Бога. Признавая относительную самостоятельность естественного бытия и человеческого разума, утверждал, что природа завершается в благодати, разум — в вере, философское познание и естественная теология, основанная на аналогии сущего, — в сверхъестественном откровении.

Краткая биография
Бертран Рассел пишет, что Фома родился 25 января 1225 года. Начальное образование получил в монастырской школе, учился в Неапольском университете, Париже, а с 1248 г. у Альберта Великого в Кёльне. Существует легенда, что однажды, во время трапезы в монастыре, Фома Аквинский услышал голос, сказавший ему: «Здесь, в монастыре, все насыщены, но в Италии паства Моя голодает». Фома решил, что ему пора покинуть монастырь. Позже стал преподавателем богословия и философии в Париже, где ранее учился. Вступил в орден доминиканцев в 1244 году. В 1252 году вернулся в Париж, занимаясь там преподаванием до 1259 года. Практически всю остальную часть жизни провёл в Италии, за исключением 1268—1272 годов, в течение которых он пребывал в Париже. Недомогание принудило его прервать преподавание и писательский труд к концу 1273 года. В начале 1274 года он умер в монастыре Фоссанова по дороге на церковный собор в Лион.

Труды
Труды Фомы Аквинского включают два обширных трактата, охватывающих широкий спектр тем — «Сумма теологии» и «Сумма против язычников» («Сумма философии»), дискуссии по теологическим и философским проблемам («Дискуссионные вопросы» и «Вопросы на различные темы»), подробные комментарии на несколько книг Библии, на 12 трактатов Аристотеля, на «Сентенции» Петра Ломбардского, на трактаты Боэция, Псевдо-Дионисия и на анонимную «Книгу о причинах», а также ряд небольших сочинений на философские и религиозные темы и стихотворных текстов для богослужения, например работа «Этика». «Дискуссионные вопросы» и «Комментарии» явились во многом плодом его преподавательской деятельности, включавшей, согласно традиции того времени, диспуты и чтение авторитетных текстов, сопровождающихся комментариями.
Святой Фома Аквинский так же считается покровителем католических школ.

Это был скромный человек, всегда обращённый к молитве. Про него говорили, что «его замечательное учение скорее обязано не его гению, а действенности его молитвы». Его назначили главным проповедником и призвали обучать учеников при Папском дворе. На Святой неделе 1267 года Фома молился в базилике святого Петра в Риме. Его проповедь о Страстях Господних вызвала у людей слёзы. В последующее воскресение он говорил о Воскресении, и собрание наполнилось величайшей радостью. Когда он сходил с кафедры, к краю его одежды прикоснулась бедная женщина. Она тотчас же избавилась от болезни, которая мучила его годами.
Фома много написал о Господе в Святом Причастии. Однажды Иисус явился к нему и сказал: «Фома, ты хорошо описал Причастие Моего Тела». А в другой раз к нему явилась Богородица и сказала, как порадовали его писания Её Сына.
По просьбе святого Фомы, Папа сделал праздник Тела Христова всеобщим для всей Церкви. Два гимна, которые поют во время поклонения Святому Причастию, O Salutaris Hostia и Tantum Ergo, взяты из службы к празднику, написанной Фомой Аквинским. Святой также написал красивые молитвы, которые нужно произносить до и после Причастия.

Перед Причастием:

Всемогущий и вечный Боже! Вот я приступаю к Таинству Единородного Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа; приступаю, как немощный ко врачевателю жизни, как нечистый к источнику милосердия, как слепой к сиянию вечного света, как бедный и нищий к Господу неба и земли. Посему молю безмерной щедрости Твоей изобилие, чтобы Ты исцелил мою немощь, омыл нечистоту, просветил слепоту, обогатил нищету, дабы я воспринял Хлеб Ангелов, Царя царей и Господа господствующих с таким почтением и смирением, с таким благоговением и сокрушением, с такою чистотой и верой, с таким расположением и намерением, какого требует спасение души моей. Я прошу: дай мне принять не только Таинство Господня Тела и Крови, но также существо и достоинство Таинства. О Боже кротчайший, дай мне так воспринять Тело Единородного Сына Твоего Христа Иисуса, Господа нашего, которое Он принял от Марии Девы, чтобы я удостоился приобщиться Его таинственному Телу и сопричислиться к Его членам. О вселюбящий Отче, благоволи, чтобы я некогда непрестанно созерцал явленный лик Сына Твоего Возлюбленного, Которого я ныне, на пути, сокрытым воспринять намереваюсь, и Который с Тобою живёт и царствует во веки веков. Аминь.

После Причастия:

Благодаренье воздаю Тебе, Господи, Отче Святой, всемогущий вечный Боже, Который меня грешного и недостойного раба Твоего, не по моим заслугам, но только ради милосердия Твоего, сподобил насытиться Телом и Кровью Сына Твоего Господа нашего Иисуса Христа. И молю, чтобы это святое причащение было мне не в осуждение, но стало спасительным ходатайством прощения. Да будет оно мне бронёю веры и щитом доброй воли. Да будет пороков моим удалением, страстей и вожделений угашением, возрастанием же любви и терпения, смирения, послушания и всех добродетелей; крепкой защитой против козней всех врагов, как видимых, так и невидимых; совершенным умирением плотского и духовного волнения; твёрдой приверженностью Тебе, Богу единому и истинному, и счастливым завершением моей жизни. И молю Тебя, чтобы Ты сподобил привести меня, грешного, к тому непрестанному пиршеству, где Ты с Твоим Сыном и Духом Святым — Свет истинный святых Твоих, полнота изобилия, радость всевечная, отрада неизреченная и счастье совершенное. Через Христа, Господа нашего. Аминь.

Источник: Католический блог