Дорогие братья и сёстры, произнося Символ нашей веры, относительно Христа воскресшего мы исповедуем, что веруем «в Иисуса Христа, вновь грядущего со славою судить живых и мертвых. И царству Его не будет конца».
1. И в это воскресение мы призваны серьезно поразмышлять над этой статьёй нашей веры, которая основывается на странице Евангелия, прочитанной нами сегодня. Евангелие говорит о двух великих событиях, которые сбудутся. Это не мифы, не рассказы. Первое событие – второе пришествие Воскресшего Господа, а второе – окончательное установление Божьего Царства.
Больше, чем знать, что реально произойдет, нас интересует вопрос: когда эти два события сбудутся? Чаще всего так и спрашивают: «Когда это будет?» Когда Иисус говорил об этих событиях, ученики Его первым делом спрашивают: «Когда это будет?» Вы слышали ответ Евангелия: «после скорби той». В буквальном смысле Иисус имеет в виду трагическое событие разрушения Иерусалимского храма, о чем написано на предыдущей странице Евангелия.
Но то слово «скорбь» было сказано с тем, чтобы мы осознали, что внутри нашей истории действуют пагубные и могучие силы – силы зла, которые грозят нам своей вредоносной властью. И, действительно, надо быть просто слепыми, чтобы не замечать ,насколько сильно присутствие зла в человеческой истории. Бесчеловечная и кровавая бойня в Париже – этому свидетельство.
Силы зла часто заставляют нас думать, что обязательно всё закончится плохо, что конец человеческой истории связан с чем-то недобрым. Ведь мы часто говорим с негативными предчувствиями: «Куда катится мир? Чем все это кончится?» Вот это и есть «великая скорбь», о которой говорил Иисус. Сокращение сил зла – это большой, трудоемкий и длительный процесс скорби.
2. Евангельское слово уверяет нас сегодня, что слово «конец» будет сказано вторым пришествием Иисуса«силою многою и славою». Он окончательно положит конец власти зла, потому что с Его пришествием Царство Божие будет полностью установлено. То, что мы ежедневно просим: «да придёт Царствие Твое», полностью получим как дар в день, когда Христос, воскресший Господь, придет.
Страница Евангелия сегодняшнего дня говорит нам немного и о том, как всё это произойдет: «Он пошлёт Ангелов Своих, и соберёт избранных Своих от четырёх ветров, от края земли до края неба» (МК. 13,27). Иисус – Воскресший Господь, открывает нам Свое господство, собирая вокруг Себя своих учеников. Что это значит?
В последний день, когда восстанем из мертвых во плоти, мы, веровавшие в Иисуса Христа, достигнем совершенной общности с Ним. При наступлении конца истории, тело Христово, то есть Церковь, достигнет совершенства, потому что все её члены жить будут во славе, вечно.
Еще более ясно об этом говорит пророк Даниил, как мы слышали в первом чтении. Он, говоря о наступлении конца истории, сказал: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление». (Дан. 12,2)
Значит, второе пришествие Христа связано с судом. И этот суд будет окончательным, последним, не предполагающим апелляцию. Этот суд определит вечную участь людей: «жизнь вечная» – для праведных и «вечное поругание» – для неправедных. С пришествием Христа наступит час подведения итогов: встреча с Иисусом в последний день станет окончательным судом над нашей жизнью и над её настоящей ценностью, станет окончательным судом над всей человеческой историей.
Дорогие братья и сёстры, это твердое убеждение нашей веры является всего лишь мечтой, не связанной с нашей повседневной жизнью? Нет, наоборот. Тут кроется ответ на самую большую загадку истории.
В Символе нашей веры, когда говорим: «…придёт судить живых и мертвых», мы не имеем в виду частный суд, который происходит с каждым человеком сразу после его смерти. Евангельское слово, услышанное нами сегодня, утверждает, что состоится Всеобщий суд, называемый также Страшным или Последним, в котором воскресший Господь привлечёт всю человеческую историю к суду. Господь подведет итоги всех человеческих действий в целом.
«Силою многою и славою» (Мк. 13,26) – говорит нам Евангелие. Иисус Воскресший станет суверенным судьёй, но в то же время станет эталоном, согласно которому будет судить всю человеческую историю. Действительно, в свете Его слова и Его дела спасения, в свете Его безмерной любви и Его жертвенности, вся человеческая история окажется на виду у всех и увидим, что из неё останется вечно.
Дорогие братья и сестры, сколько несправедливых действий совершилось не только в отношениях человека с человеком, но и народов с другими народами! Сколько раз для того, чтобы решить одну проблему, совершаются ещё более несправедливые поступки. Сколько жертв не получали еще возмещения! Сколько бедных и слабых людей были унижены и превращены в рабов и умирали без всякого сострадания. Твердое убеждение нашей веры относительно Последнего суда утверждает, что абсолютно не существует никакой губки, которая позволила бы стереть всё, что было сделано, будто всё равноценно, будто угнетатели и жертвы могли бы спокойно сесть за одним столом. «Существует справедливость. Существует «упразднение» прошлого страдания, исправление, восстанавливаемое правом», -говорит нам Папа Бенедикт XVI в Энциклике о христианской надежде. Это сбудется в день пришествия Христа, чтобы судить живых и мертвых.
3. Дорогие братья и сёстры, как мы должны духовно пережить, «ощутить» эти слова, которые говорят нам сегодня Евангелие и пророк Даниил? Прежде всего, эти слова должны стать источником надежды: «вера в Страшный суд является прежде всего и главным образом надеждой» (Папа Бенедикт XVI). Мы христиане твердо надеемся, что последнее слово в истории и над историей не скажет несправедливость.
Затем мы должны бодрствовать и быть готовыми, чтобы, когда Господь введёт нас в вечность, мы оказались достойными вечно пребывать с Ним. Аминь.