В это воскресение мы слышали рассказ Евангелия от Марка об исцелении слепого человека. Событие имело место на выходе из Иерихона, когда Иисус направлялся уже в Иерусалим в последний раз. Это обстоятельство немаловажно, потому что означает последнюю возможность слепого человека обратиться к Иисусу с просьбой исцелить его. И вот, Вартимей эту возможность не упустил. Он услышал, что Иисус идет мимо, он понял, действительно, что это уникальная возможность в его жизни. И быстро действовал. И, не смотря на возражения присутствующих рядом с ним, он продолжает кричать. В Евангелии написано, что многие заставляли его замолчать. В этих людях, которым стыдно было, что этот бедняга кричит и привлекает внимание Иисуса и тех, кто сопровождал Его, мы видим довольных и зажиточных людей всех времен, которые не любят, когда показывают бедность, слабость. Они хотели бы, чтобы бедность осталась скрытой, чтобы бедность не портила вид, не портила мечты тех, у кого всё хорошо. Но этот человек в нужде своей кричал. Он слепой. Но слово «слепой» в наше время имеет и другие значения; чаще всего это слово относится к моральной слепоте, к невежеству, к бесчувственности. Но Вартимей не был слепым в этом смысле. На самом деле, сердцем своим он видит лучше, чем многие вокруг него, потому что у него есть вера, у него есть надежда. И вот именно вера и надежда – внутреннее зрение, которое помогает ему вернуть физическое зрение. Иисус говорит ему: «Вера твоя спасла тебя» (Мк. 10, 52).
В простоте этого рассказа мы видим насколько эта история очень близка нам: моей жизни, вашей жизни, жизни каждого человека. В этом человеке, возможно, мы узнаём самих себя. Вартимей сидит у дороги и просит милостыню, потому что он потерял зрение. Не является ли он образом тех людей, которые так же потеряли смысл жизни и не видят в каком направлении идти? Да, в этом слепом представлен всякий человек, который потерял смысл жизни и сидит у дороги, и просит немного смысла для его жизни; сидит и «попрошайничает» немного любви.
Вартимей, однако, не смирился со своей слепотой. Он продолжает надеяться на обретение зрения. Поэтому в нём представлены те кто, несмотря на то, что в данное время не видят в каком направлении двигаться, тем не менее, ищут и не сдаются. Они обращаются к Богу, как сделал Вартимей. Они ждут от Бога ответа на вопросы: почему страдаем, почему эти болезни, почему эти трудности?
Услышав, что Иисус проходит мимо него, Вартимей начинает кричать: «Сын Давидов! помилуй меня» (Мк. 10,47). То же самое и мы делаем каждый раз, когда приходим сюда в храм и, начиная Святую Мессу, просим Иисуса: «Сын Давидов! помилуй меня, помилуй нас». И даже если многие просят нас молчать, т.е. не ходить в храм, не молиться: «Зачем это делать? Зачем это делать каждое воскресенье?», мы продолжаем просить, кричать, как это делает Вартимей: «Сын Давидов! помилуй нас!»
Также и мы знаем, что, возможно, это последний раз, когда мы будем иметь такую возможность. Когда-то это будет так. И вот Иисус Вортимея позвал. Иисус останавливается у того, кто страдает, кто просит, кто ищет. «Не бойся, вставай, зовёт тебя» (Мк. 10,49), сообщают Вартимею. «Он сбросил с себя верхнюю одежду, встал и пришёл к Иисусу» (Мк. 10,50). Сбросил с себя всё то, чем он защищался от холода, свой дом и позволил, чтобы вели его к Иисусу.
Порой мы укрываемся ложными надеждами, которые необходимо сбросить с себя и позволить, чтобы нас вели к Иисусу. Вартимей это сделал, и без ничего, с открытым сердцем предстал перед Иисусом. «Чего ты хочешь от Меня?», спрашивает ему Иисус (МК. 10, 51).
«Чего ты хочешь от Меня?», спрашивает Иисус сегодня и нас, каждого из нас. Что мы Ему ответим? Ты уже знаешь, чего просить у Него?
В прошлое воскресение мы прочитали о том, как Иисус задал подобный вопрос Иакову и Иоанну: «что хотите, чтобы Я сделал вам?» (Мк. 10, 6). Они попросили: «дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую, в славе Твоей» (Мк. 10,37). Они попросили о власти, о славе. Иисус не был доволен этой просьбой и сказал: «…не знаете, что просите…» (Мк. 10,38). А вы уже знаете чего просить у Иисуса? Ведь Он действительно спрашивает каждого: «Чего ты хочешь от Меня?».
«Учитель! чтобы мне прозреть» (Мк. 10,51), ответил Вартимей. Иисус проходит сегодня мимо меня, мимо тебя в Евхаристии; проходит мимо ради меня и ради тебя – слепого, сидящего у дороги, не знающего толком куда идти и зачем. Боле того, сидя у дороги мы тобой иногда даже кричать не желаем, потому что разочарованы, печальны из-за страданий, или потому что смирились со своей слепотой.
Тот же Иисус, который прошел мимо Вартимея, сегодня проходит мимо нас в Евхаристии. Готовы ли мы сбросить с себя верхнюю одежду, т.е. наши ложные надежды, нашу лень, нашу гордыню, чтобы встать и идти к Нему? Готовы ли мы ответить, чего мы ждем от Него?
Иисус проходит сегодня мимо каждого из нас. Так давайте не упускать этот шанс. Кричим ему: «Сын Давидов! помилуй меня». Иисус действительно может исцелить нашу слепоту.