Все три чтения сегодняшнего воскресенья демонстрируют нам сочувствие Бога, Его отцовство, в конечном счете, явленное в Иисусе.
Пророк Иеремия в час национальной катастрофы, когда враги отправили его народ в ссылку, возвещает, что «Господь спас Свой народ, остаток Израиля» (Иер 31,7). А почему Он сделал это? А потому, что является Отцом (ср. Иер 31,9), и, подобно настоящему отцу, заботится о своих детях, сопровождает их в пути, поддерживает «слепых и хромых, беременную и родильницу» (Иер 31,8). Божие отцовство открывает им путь в пределах досягаемости, путь утешения после всех этих слез и скорби. И если народ сохранит веру, если и в дальнейшем будет искать лица Божия, даже находясь в чужом краю, то Бог претворит его неволю в свободу, его одиночество в общение: тот, кто сегодня сеял в слезах, завтра соберёт с радостью. (ср. Пс 126,6).
Также и мы засвидетельствовали словами псалма свою радость, ставшую плодом полученного от Господа Спасения: «уста наши были полны веселья, а язык наш – пения» (Пс 126,2). Верующий – это такой человек, который на личном опыте познал спасительные деяния Божия. А мы, пастыри, на собственном опыте познали, что это значит, сеять с великими трудами, а порой, и со слезами на глазах, и радоваться, собирая урожай, который, по благодати, всегда превышает наши собственные силы и возможности.
Фрагмент из Послания к Евреям (Евр 5,1-6) говорит нам о сострадании Иисуса. Ведь Он добровольно «облекся в немощь» (ср. Евр 5,2), чтобы проявить сочувствие к тем, кто погружен во тьму невежества и грехов. Иисус – это Первосвященник, святой, непорочный, но, вместе с тем, такой первосвященник, который соучаствует в наших немощах и искушен во всём, что испытываем мы, кроме греха (ср. Евр 4,15). И именно поэтому Он – Посредник нового и вечного Завета, которым нам даровано Спасение.
Сегодняшнее Евангелие (Мк 10,46-52) непосредственно перекликается с первым чтением. Подобно тому, как народ Израиля был спасен благодаря Божию отцовству, слепой Вартимей исцелился благодаря сочувствию Иисуса Христа. Иисус только что вышел из Иерихона. И несмотря на то, что теперь начинается Его самое ответственное в жизни путешествие – путешествие в Иерусалим, Он находит возможность задержаться, чтобы не оставить без внимания крик о помощи Вартимея. Он позволяет Себе быть растроганным его просьбой, входит в его ситуацию. Он не удовольствовался поданием милостыни, но соблаговолил встретиться с ним лично. Не дал ему каких-либо указаний или разъяснений, а только спросил: «Чего ты хочешь от Меня?» (Мк 10,51). Этот вопрос мог бы показаться напрасным: чего же может хотеть слепец, как не возвращения зрения? И, тем не менее, этим вопросом, заданным лично, непосредственно, но и со всем возможным уважением, Иисус хочет продемонстрировать Свое желание услышать о наших нуждах. Он желает вступить в разговор с каждым из нас, и такой беседой становится сама наша жизнь, ее реальные ситуации, в которых, перед лицом Божиим, ничего не исключено. Исцелив этого человека, Господь сказал ему: «Вера твоя спасла тебя!» (Мк 10,52). По одному меткому наблюдению, Иисус восхищен верой Вартимея и всецело доверяет ему. То есть Иисус верит в нас больше, чем верим в себя мы сами.
Есть еще одна любопытная подробность. Иисус просит Своих учеников пойти, позвать Вартимея. Они, обращаясь к слепому, используют два выражения, которые во всём остальном евангельском тексте употребляет только Сам Иисус. Сначала они говорят ему: «Не бойся!», используя оборот, который дословно означает «имей доверие, надейся на лучшее!». И действительно, лишь встреча с Иисусом дает человеку силы, чтобы противостоять самым трудным обстоятельствам. Второе выражение звучит: «вставай!». Именно так Иисус обращался к многочисленным больным, беря их за руку и исцеляя. Его ученики лишь повторяют ободряющие и освобождающие слова Иисуса, приводя прямо к Нему, без ненужных проповедей. Именно к этому призваны ученики Иисуса также и в наши дни, и особенно в наши дни: ввести человека в контакт с сочувствующим милосердием, способным спасти. Когда человеческий вопль, как в случае с Вартимеем, становится всё громче и громче, ничего не остается, как начать говорить словами Иисуса, а прежде всего, подражать Его сердечному отношению. Ситуации нищеты и конфликтов становятся оказиями, чтобы явить милосердие Божие. Ныне – время милосердия!
Однако же людей, решившихся последовать за Иисусом, подстерегают известные искушения. Сегодняшнее евангельское чтение упоминает о двух из них. Никто из учеников не захотел задержаться, как это сделал Иисус. Они идут дальше, продолжают свой путь, как будто бы ничего не произошло. Если Вартимей слеп, то они – явно глухи: его проблемы – это не их проблемы. Нечто подобное может угрожать и нам: перед лицом многочисленных проблем легче просто идти вперед, не давая сбить себя с пути. Тем самым мы, подобно евангельским ученикам, остаемся с Иисусом, но при этом не мыслим, как мыслит Иисус. Мы – в Его группе, но пренебрегаем открытостью сердца, утрачиваем удивление, благодарность и энтузиазм. Нам угрожает опасность стать «привычными к благодати» людьми. Мы можем говорить о Нем, трудиться для Него, но при этом оставаться чуждыми чувствам Его сердца, побуждающим Его склоняться над ранеными людьми. Этим искушением является «псевдо-духовность»: мы можем шествовать по пустыне человеческого бытия, не замечая того, что есть на самом деле, а усматривая лишь то, что нам хочется видеть. Мы способны сформировать некую мировоззренческую картину, но не принимаем того, что Самому Господу угодно поставить перед нами. Вера, неспособная укорениться в реалиях человеческой жизни, остается бесплодной и производит не оазисы, а очередные пустыни.
Есть и другое искушение – попасть в «веру по расписанию». Мы можем шествовать в составе народа Божия, имея при этом подробную дорожную карту, на которой всё заранее обозначено: мы знаем куда идти и сколько это займет у нас времени, при этом все обязаны подстраиваться под наш ритм, а любой, кто в него не вписывается, воспринимается нами как досадная помеха. Нам угрожает опасность уподобиться тем «многим» из сегодняшнего евангельского чтения, которые теряют терпение и требуют от Вартимея замолчать. Чуть раньше эти же люди пытались не допускать к Иисусу детей (ср. Мк 10,13), а теперь не допускают нищего слепого: всех тех, кто мешает или не соответствует заданной планке, нужно исключить. Но Иисус желает включать, включать, прежде всего, тех, кто сидит на обочине и взывает к Нему. Эти люди, как и Вартимей, имеют веру, поскольку ощущение, что спасение нам срочно необходимо, – это лучшая предпосылка к тому, чтобы встретиться с Иисусом.
В конце концов, Вартимей отправляется в путь и следует за Иисусом (ср. Мк 10,52). Он не только обретает зрение, но и присоединяется к общине сопровождающих Иисуса. Дорогие братья, участники Синода! Мы шли вместе. Я благодарю вас за совместно пройденный путь со взглядом очей, устремленным к Господу и братьям, в поисках возможностей, которые Евангелие предоставляет нашему времени, чтобы возвещать тайну семейной любви. Так продолжим же путь, какого хочет от нас Господь. Попросим Его даровать нам взгляд, способный исцелять и спасать, способный распространять вокруг свет, ибо он хранит память о сиянии, которое однажды его просветило. Никоим образом не позволяя пессимизму и грехам затмить его, мы взыскуем и узрим славу Божию, явленную в человеке живущем.
Перевод: «Сибирская католическая газета»
Читайте подробности на сайте Сибирской католической газеты ©sib-catholic.ru