Проповедь на XXIX Воскресенье рядового времени – B / 18 октября 2015

1. Дорогие братья и сестры, центральной идей евангельской страницы сегодня нами прочитанной, является слово, которое Иисус сказал о Себе: “Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих” (Мк 10, 45). Это слово позволяет нам войти в сердце Иисуса; позволяет узнать, как Он видит и Себя самого, и Свою миссию.

И чтобы легче нам было понять это слово, Церковь предлагает нам отрывок из книги пророка Исайи, в котором пророчески говорится о таинственном “рабе Господнем”, который “принесёт (себя в) жертву умилостивления” и, благодаря этой жертве себя, Он “оправдает многих”, поэтому и “узрит потомство долговечное”.

Иисус, который хорошо знал эту страницу, видит в ней совершенное выражение своей миссии: Он видит свою жизнь, свою миссию, отраженную в этом пророчестве Исайи. Он отождествляется с “рабом Господним” страдающим и умирающим и, что еще более удивительно, Он видит, что только этим путем должен осуществить свое служение и установить Свое царство.

Служить даже до дара самого себя через смерть – это путь, через который Иисус хочет стать нашим Господом.  Его царский престол – Крест.

Образ действий Иисуса и то, Как Он избрал царствовать и править нами, радикально отличается от методов правителей мира сего: “вы знаете – сказал Иисус –, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так” (Мк 10, 42-43).

Иисус через страсти Его, через смерть становится даром для других и через этот дар себя, Он стал Спасителем, Искупителем многих.

2. Дорогие братья и сестры, Иисус в этой странице Евангелия не говорит только лишь о Себе. Он сказал, что Его образ жизни должен стать также образом жизни тех, кто следует за ним: «Кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом» (Мк 10.43-44).

Эти слова Иисуса относятся, в первую очередь, к тем, кто несет служение в Церкви и наделен духовной властью над другими, т.е. к епископам, к священникам. Ведь Иисус указывает на настоящую природу власти в Церкви. Власть в Церкви – это самое настоящее служение. И чем больше власти у служителя Церкви, тем более он должен следить за тем, чтобы не терять осознания того, что он является слугой, потому что «кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою»,  – сказал Господь.

Этот образ жизни, предложенный Иисусом, предполагает самый настоящий переворот в нашем образе жизни: даже если ты, допустим, являешься главным в христианской общине, ты  должен бы считать себя и быть всем слугою.

Но это слово Иисуса адресовано и ко всем вам, дорогие мои. Иисус хочет, чтобы мы все так относились друг к другу, и чтобы любовь придавала форму нашим христианским общинам. Что конкретно это значит, учит нас апостол Павел, когда пишет к христианам Рима: “будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте” [Рим. 12,10]. И также к Филиппийцам: “ничего [не делайте] по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Не о себе [только] каждый заботься, но каждый и о других” [Фил. 2,3-4].

 

Привлек мое внимание заголовок одной статьи: «Наш человек чувствует дискомфорт, обслуживая других. Мол, мы не рабы, барин – это плохо». Статья была ответом на опрос о том, «что мешает развитию внутреннего туризма и готовы ли Вы отдыхать на родине?». Отвечая на поставленный вопрос, один из опрошенных произнес слова, которые стали заголовком. Я сразу подумал, что в этих словах кроется великая правда: мы часто чувствуем дискомфорт, обслуживая других; некое чувство унижения появляется. Это говорит вот о чём: чтобы стать всем слугой, как учит нас Евангелие, нам необходимо изменить менталитет, т.е. обратить наше сердце.

3. Евангельское слово, которое мы сегодня прочитали, помогает нам лучше познать и глубже пережить тайну Церкви.

Любовь не являются, в первую очередь, заповедью навязанной нам. Она, прежде всего, является даром Божьим; Господь дарит нам в Таинстве Евхаристии возможность любить друг друга, как Он возлюбил нас. Это значит, что кто принимает Святое Причастие, становится также даром для других вместе со Христом. Христианская любовь имеет свое начало в Евхаристии.

И то место, где мы можем осуществить служение – это Церковь. Если более конкретно – это наш приход, потому что каждый приход является присутствием Церкви посреди нас. В Церкви Христос осуществляет Свое евхаристическое присутствие и становится для нас источником любви.

Христос заповедовал нам любить и служить, потому что любовь и служение являются его дарами.

Пусть наша община с каждым днем всё больше и становится тем местом, в котором любовь, подаренная нам Иисусом, становится любовью действенной.