Проповедь на XXVII воскресенье рядового времени – B / 04 октября 2015

Woman-Sewing-1881Главная тема библейских чтений этого воскресения – брак. В первом чтении мы слышали слова: «И сказал Господь Бог: Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт. 2, 18). В наше время одной из главных бед общества является развод. Во времена Иисуса это был отказ от жены. И вот, относительно развода во времена Иисуса мы встречаем две позиции в иудаизме. Одна –  те, которые думали, что позволительно отказаться от жены по любому поводу, а второе мнение –  те, которые думали, что это возможно, но по причине, предусмотренной Законом Моисея. И вот, поскольку были два мнения, фарисеи подошли к Иисусу, чтобы узнать Его мнение, и заодно проверить Его.  Но Иисус дал им ответ, которого они не ожидали: «По жестокосердию вашему он (Моисей) написал вам сию заповедь» (Мк 10, 5), позволяющую отказаться от жены. Затем Он открыл, каков был прекрасный план Бога относительно семьи:  «В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. Посему оставит человек отца своего и мать, и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (МК. 10, 6-9).

Закон Моисея Моисей позволял отказаться от жены ввиду жестокосердия и незрелости людей, но этого не было в изначальном замысле Бога. Иисус своими словами предлагает вернуться к тому, что было в замысле Бога вначале: «будут два одною плотью». По крайней мере, он четко дал понять, что для Его учеников это должно быть так.

Иисус не просто подтверждает первоначальный замысел Бога относительно брака, но Он дает нам Свою благодать. Он не просто бессердечно сказал: «Так должно быть!», но Он предлагает людям силу, благодать, чтобы они могли жить в верности и любви. От христианских супругов не просто требуется верность и любовь друг к другу до смерти, но они получают от Бога через таинство брака всю необходимую помощь в том, чтобы верно любить друг друга. От спасительной жертвы Христа на кресте они получают эту силу, получают Духа Святого, который проникает Своими дарами во все области жизни верующего человека, в том числе и супружескую.

Сказать, что брак – это таинство, означает сказать, что брак становится способом присоединения ко Христу через взаимную любовь супругов. Таким образом, брак для супругов становится источником святости.

Идеал супружеской верности никогда не являлся легкодостижимым. А в наше  время, из-за преобладающей  культуры, становится еще более труднодостижимым идеалом. Ведь когда вседозволенность и стремление к удовольствиям  становятся нормой жизни, супружеская верность перестает быть идеалом. Привыкаем к тому, что все неудобное, трудное, неприятное  – легко бросаем.

На наших глазах разворачивается тревожная реальность кризиса, через который проходит институт семьи. В Татарстане, по словам президента Республики, 40% браков заканчиваются разводом. Мы не можем сказать,  что это нас не касается. Касается каждой семьи. Такие слова как: «Я устал или устала от этой жизни», «Я ухожу», «Если всегда будет так, то пускай каждый по-своему дальше пойдет», все чаше произносятся  супругами при появлении первых трудностей. А интересно то, что супруги редко в этом исповедуются. То есть, не видят ничего плохого в том, что угрожают друг другу разводом.

Дело в том, что на брак, на семью влияет распространенный менталитет нашего времени, основанный на  том, что «использовал – выкинул». Когда домашние приборы, инструменты ломаются, все меньше и меньше мы думаем о том, чтобы их ремонтировать и все чаше ищем возможности их заменить. И если этот подход применить к браку, к семейной жизни, то какими будут последствия? Страшными.

И что можно подсказать супругам? Вот одна подсказка: заново открывайте искусство  штопать. Что это такое? Чтобы не податься  менталитету – «использовал – выкинул», нужно использовать другой подход: «Использовал – заштопай».

Вы мне скажете, что уже практически никто не прибегает к этому искусству – штопать. Пожалуй, я с вами соглашусь.  Но если можно не заниматься штопаньем одежды, то восстановлением семейной жизни, семейных отношений, обязательно необходимо заниматься. Необходимо искусно чинить  прорехи, не оставляя это дело на потом.

Апостол Павел оставил нам конкретные советы относительно «штопки» супружеских отношений :«Гневаясь, не согрешайте. Солнце да не зайдет во гневе вашем и не давайте места дьяволу» (Ефес. 4, 26-27). Если что-нибудь пошло не так в семье, поругались, бывает и такое,  вспомните тогда эту цитату. Нужно соединить эти отношения как можно быстрее, чтобы прореха не увеличилась, иначе ее в дальнейшем невозможно будет залатать. Апостол также говорит: «облекитесь в милосердие, снисходя друг к другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу» (Кол. 3, 12), и еще «носите бремена друг друга» (Гал. 6,2).

Очень важно понять, что в этом процессе штопанья прорех, в процессе преодоления супружеских кризисов, брак не изнашивается, но становится более изящным и улучшается.

Если с доброй волей и с помощью близких, у супругов получится преодолеть эти кризисы, то они понимают, что тот порыв, тот энтузиазм первых дней совместной жизни, несравненно меньше, чем стабильная любовь и общность, проверенные временем.

Иисус совершил первое чудо в Кане Галилейской, чтобы спасти счастье одной пары супругов. Он превратил воду в вино и все в итоге согласились с тем, что вино поданное последним,  было самое лучше. Иисус готов также и сегодня, если Его пригласят на собственные свадьбы, совершить еще раз это чудо и делать так, чтобы любовь и единство  уже зрелой супружеской жизни были лучше, чем они были в молодости.