Проповедь на XXVI воскресенье рядового времени (B) 27 сентября 2015

Вначале Мессы я сказал, что наши молитвы должны возноситься к Богу, как дым от кадила. Иногда замечаете, наверное, что дыма мало уходит, потому что не вовремя зажигаем уголь. И вот дым с трудом поднимается. И наши сердца также: приходим в храм и тоже бываем похожи на эти угли, которые еще не зажглись, еще холодные, сухие и с трудом из них поднимаются, восходят к Богу благодарение, хвалебные молитвы. Мы нуждаемся  в тепле, в огне, чтоб человек мог молиться, мог благодарить. А этот огонь приходит к нам через Слово, которое мы читаем. Слово Божие передает нам этот дух, как сегодня красиво было сказано в первом чтении: «сошёл Господь в облаке, и говорил с Моисеем, и взял от Духа, Который на нём, и дал семидесяти мужам старейшинам». То есть, Бог сошел в облаке и раздал Дух. Бог приходит через слово свое, раздает Дух, зажигает наши сердца.

Это так важно – слушать Слово Божье, чтобы это Слово могло зажечь наши сердца. Иисус желает зажечь наши сердца словами, которые мы сегодня в Евангелии слышали. Эти слова Иисуса, наверное, находятся в числе самых суровых и  озадачивающих из всего Евангелия. Помните их? «И если соблазняет тебя рука твоя… если нога твоя соблазняет тебя… отсеки её И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его…». Это непростые слова. Как их понять? А с другой стороны – эти непростые слова не были просто брошены в  воздух. Иисус этими словами требует от своих учеников ясного и радикального отречения от всякого сожительства со злом. И даже потеря того, что каждый из нас считает очень важным и ценным, таким, как руки, ноги, глаза – нельзя сравнивать с ущербом, который наносит человеку согласие с грехом. Согласиться с грехом, согласиться оставаться в состоянии греха, согласиться сожительствовать со злом- это хуже, чем терять руки, ноги, глаза. Вот, что Иисус нам говорит сегодня.

Эти слова Иисуса сообщают нам глубокие истины относительно нас, относительно человека, относительно того, как человек может пользоваться своей свободой. Потому что этими словами Иисус напоминает нам о законе, написанном Богом в сердце человека: «любить и творить добро, и избегать зла». Это не зависит от того, верующие мы люди или неверующие; этот закон Бог написал в сердцах нас всех. Но мы творим добро и, образно говоря, впускаем добро в нашу повседневную жизнь всегда одним и тем же образом: через выбор и решения нашей свободной воли. «Человек разумен и тем подобен Богу. Он создан свободным и господином своих поступков» – учил Святой Ириней Лионский. Через выбор и решения человек реализует себя и, как таковой, становится хорошим человеком или плохим человеком. Не бывает так, как мы иногда думаем, что люди рождаются хорошими или плохими. Нет, мы становимся такими. Именно благодаря выбору, который мы делаем, и решениям, которые принимаем. Они делают нас хорошими, добрыми или плохими. И поскольку никто из нас полностью не укоренен в добре и никто из нас не может быть уверен в своей свободе, то Иисус учит нас, что примыкание к злу разрушает человеческую личность намного больше, чем ампутация одного из органов нашего тела. Как мы пугаемся, когда врач говорит: «У вас  вот такая болезнь, нужно ампутировать руку». Что только ни делаем, чтобы спасти руку, или глаз, или ногу. Сколько слез, сколько переживаний, мы готовы тратить все, чтобы спасти эти части нашего тела. А Иисус говорит: Прилипнуть ко греху хуже, чем потерять руку, ногу или глаз. Хуже потому что это больше разрушает личность, потому что без руки, без ноги или без глаза ты можешь оставаться хорошим человеком. Сколько таких, которые творят столько добра, а у них нет руки, нет глаза.

По какой причине Иисус говорит, что зло, грех разрушают нашу личность? Может быть, по прочтении этой страницы Евангелия приходят такие мысли: наверное, Иисус просто преувеличивает так, пугает нас, чтобы мы не грешили. Но обратите внимание, что Иисус три раза повторяет эти слова: «быть ввержену в геенну». «лучше тебе увечному войти в жизнь… лучше тебе войти в жизнь хромому… лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие,…нежели быть ввержену в геенну огненную».

Что такое «геенна»? Геенна – это долина к юго-западу от Иерусалима, где идолопоклонники сжигали детей, приносимых в жертву богу Молоху. Это было при правлении царей  Манассии и его сына Амона. Затем царь Иосия, чтобы прекратились эти языческие обряды, осквернил эту долину и превратил ее в городскую мусорную свалку и там сжигались городские отбросы Иерусалима. И поскольку там постоянно подбрасывали мусор, огонь был неугасимым. И вот, согласно пророкам, именно в этой долине враги божьего народа будут наказаны и уничтожены огнем. Во времена Иисуса, то есть когда Иисус произнес эти слова, геенна означала место вечного наказания злодеев, то есть ад.

После сказанного вернемся к нашей странице Евангелия. Слова Иисуса открывают нам глубокую истину. Он говорит нам, что окончательную судьбу человека, вечную судьбу каждого из нас перед Богом решают наш выбор и наши решения. Тот выбор, который мы делаем, и те решения, которые мы принимаем сегодня, – они решают нашу вечную судьбу. Как важно об этом знать, помнить, потому что иногда нам кажется, – если мы позовем священника, чтобы он после нашей смерти молился о нас, то всё можно исправить. Нет, нашу судьбу, наше вечное спасение определяют выбор и решения, которые мы сегодня принимаем. И поэтому Иисус говорит, что ущерб, который человек делает себе, примыкая к злу, оставаясь в состоянии греха, не желая оставить зло – этот ущерб несоизмерим с любым другим ущербом, потому что это решение делает человека достойным вечного осуждения. И вот, наше решение оставаться в грехе, сожительствовать со грехом изолирует нас от Бога, от добра, от жизни. Таким решением мы выбираем не жить в общении с Богом, не принимать участия в жизни. И вот это состояние вражды с Богом и жизни вне общения с Ним – это то, что мы называем адом.

Слова Иисуса, которые сегодня слышали, являются сильным призывом к ответственности, с которой человек должен пользоваться своей свободой ввиду его вечной судьбы. И они также являются сильным призывом к обращению, чтобы не оставаться в стороне от жизни, потому что это самое страшное, что может с нами случиться. Можно войти в жизнь без рук, без ног, без глаз, но не без этого решения быть с Богом, делать добро и вытащить зло из нашего сердца.

Каждый из нас, конечно, должен задуматься: «как живем?». Не закрываем ли глаза на некоторые греховные ситуации нашей жизни?

Эта страница Евангелия помогает нам понять многое в жизни. К примеру, помогает понять смысл того, что делаем, когда приходим в храм, исповедуемся, причащаемся. Нуждаемся в присутствии Христа посреди нас и в Его помощи. А именно Церковь дает нам Христа. Церковь нам дает Христа через святые таинства и поэтому, осознавая что мы  не можем идти на компромисс со грехом, со злом и жить таким образом, осознаем также, что нуждаемся в помощи Бога постоянно. И поскольку Иисус знает, что нам тяжело в нашей жизни не согласиться иногда с ситуациями греховными, Он приходит к нам на помощь. Он становится нашим гидом, нашим врачом. Участие в жизни церкви, в таинствах перестает быть просто традицией или обрядом, это – нужда.

Продолжаем Святую Мессу с благодарением за все, что Господь открыл нам сегодня: наши решения, наш выбор в повседневной нашей жизни являются очень важными. Важно также обратиться к Богу, чтобы выйти из ситуаций греховных, в которых мы, быть может, находимся.

Размышляя над этими словами, больше понимаем смысл той молитвы, которую читали в начале Мессы: «обильно изливай на нас Твою благодать, чтобы стремящихся к обещанному Тобой Ты соделал общниками небесных благ».