«Чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений»
Дорогие братья и сестры, Евангельский текст этого воскресенья повествует нам о начале проповеди Иисуса: «удалился в Галилею. И, оставив Назарет, пришёл и поселился в Капернауме приморском… Галилее языческой». В Капернауме действительно проживало в то время много язычников, а не только евреи. Этим Иисус уже дает понять, что Он пришел принести спасение всем, не только Израилю.
«Покайтесь; ибо приблизилось Царство Небесное» – начал говорить Иисус, призывая всех войти в него через покаяние. Затем начал собирать группу учеников, призывая людей из разных семей, разных профессий, из разных городов. В Царство должны войти все, и все должны служить Царству. Обратите внимание как Иисус, с самого начало своей деятельности, не разделяет людей, но призывает войти в одно царство, сформировать одну церковь, подчеркивая, что Его миссия состоит в том, «чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино» (Ин 11,52).
Учитывая этот аспект проповеди Иисуса, мы можем легче понять озабоченность Павла, когда ему стало известно о разделении в христианской общине Коринфа: «Умоляю вас, братия, (…) чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях». Отсутствие единства противоречит воле Христа и рискует «упразднить крест Христа».
Как начинаются разделения в христианской общине? В случае общины Коринфа причиной разделения стали чувства превосходства, которые появились у некоторых христиан, получивших крещение от апостолов: – «Меня крестил Павел», гордо говорили одни; -«А что? Меня Крестил Аполлос», отвечали другие; «да ну вас – метко отвечали третьи, – нас крестил сам Петр». Культ личности апостолов, зависть, ревность, сплетни. Эти элементы и являются причинами разделений многих христианских общин.
Папу Франциска также сильно заботит разделение в Церкви по причине зависти и ревности и он часто возвращается к этой теме. Я хочу передать некоторые отрывки из его проповедей об этом важном вопросе.
Прежде всего, он предостерегает от разрушительных сил этих пороков и говорит: «Пусть христиане закроют двери перед ревностью, завистью и сплетнями, которые разделяют и уничтожают наши общины». «Зависть приводит к убийству. Ревность приводит к убийству. И дверь, через которую дьявол пришёл в мир, была именно дверь зависти. В Библии сказано, что завистью дьявола в мир вошло зло. Ревность и зависть открывают двери для всех недобрых начинаний, а также разделяют общину. Если христианская община в лицах своих членов страдает от зависти, ревности, она приходит к расколу: один против другого».
Но прежде чем разрушить единство общины, эти пороки разрушают личность человека. В сердце человека, поражённого завистью и ревностью, происходят две совершенно определённые вещи. Во-первых, это горечь: «И завистник, и ревнивец – огорчённые люди: они не могут петь, не в состоянии прославлять, не знают, что такое радость, всегда смотрят на то, что есть у другого, и чего нет у них самих. Всё это приводит к горечи, которая распространяется по всей общине. Они – сеятели горечи. Во-вторых, ревность и зависть приводят к сплетням. Если кто-то не может вытерпеть, что другой чем-нибудь обладает, – то приходит решение унизить другого, чтобы самому выглядеть повыше. Для этого в ход идут сплетни. Если хорошо поискать, то всегда в сердцевине сплетни можно найти и ревность, и зависть. Сплетни разделяют общину, уничтожают её. Они – оружие дьявола».
Далеко могут унести нас зависть, ревность и сплетня, даже до человекоубийства! «Да ну, отец, Вы перегибаете палку» – вы можете сказать мне. Смотрите на жителей Назарета, как их энтузиазм и восхищение Иисусом из-за зависти и ревности превращается в ярость и готовность идти на преступление: «выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его» (см. Лк 4,15-30). С грустью замечает Папа Франциск: “Те, кто в общине сплетничают о братьях, о членах общины, хотят убить: это одно и то же! Апостол Иоанн, в своем Первом Послании, глава III, стих 15c, говорит так: ‘Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей’. Мы привыкли к разговорам, к сплетням. Но как часто наши общины и даже семьи становятся самым настоящим адом, где совершается это преступление: убийство брата и сестры с помощью сплетен и оговоров!”.
Может, кто-нибудь про себя с облегчением думает: Слава Богу, все это не к нам относится, нет таково у нас. Слушаете Папу Франциска: «Такое происходило не только две тысячи лет назад: такое случается каждый день в нашем сердце, в наших общинах. Когда в общине появляется новый человек, в первый день обычно говорят: «Как хорошо, что вы пришли к нам». На второй день встречают уже с меньшей радостью, а на третий начинают сплетничать о нем и кончают тем, что перемывают ему косточки”. Ревность, зависть и сплетни убивают апостольское рвение христианских общин.
После всего сказанного, нам понятна озабоченность апостола Павла, когда он написал послание к Коринфянам: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений». Можем понять также заботу Папы Франциска о наших общинах, когда он призывает нас: «…помолимся о наших христианских общинах, чтобы семя ревности не было посеяно между нами, чтобы зависти не было места в нашем сердце, в сердце наших общин. Так мы сможем идти вперёд, радостно прославляя Господа. Это великая благодать: не упасть в печаль, в обиду, ревность и зависть».