Проповедь на II Воскресенье рядового времени – 19 января 2014

«Вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира» – Ин 1,29-34

Сегодня можно себе представить с какой радостью Иоанн Креститель представил Иисуса восклицая: «Вот  агнец Божий, Который берет на Себя грех мира». Видя идущего к нему Иисуса не мог он произнести эти слова без волнения, ведь эта была его миссия, миссия его жизни – указать на Спасителя. И когда он увидел Его и узнал,  восклицает: «Вот  агнец Божий, Который берет на Себя грех мира», вот кто освобождает человека и человечества от греха.

Но можно задать  себе вопрос: « Что поняли люди, которые были  с ним?». И еще другой  вопрос: «Как мы  с вами понимаем эти  слова Иоанна Крестителя?» Мы каждое воскресение, каждый раз,  когда участвуем в  святой Мессе, повторяем эти слова: «Агнец Божий, берущий на себя грехи мира, помилуй нас, даруй нам мир.» И каждый раз, когда совершает святую мессу священник приглашает верующих ко святому Причастию именно этими  словами:  «Вот агнец Божий, берущий  на себя грехи мира!».  Словами   Иоанна Крестителя приглашает ко святому Причастию.

Конечно, мы можем быть уверены  что люди, которые  окружали Иоанна  в тот день, они поняли эти слова: «Вот  агнец Божий, Который берет на Себя грех мира»,   потому что Агнец – это метафора с мессианским содержанием. Мессия  в пророчествах  ветхого завета, особенно в пророчествах Исайя, был представлен именно так: «Агнец»,  который  придет уничтожить   грех. Конечно, никто не знал, каким образом Он это сделает. Он  взял на себя грех и таким образом уничтожил его. Образ агнца, который избавит нас от греха,  был знаком для всех израильтян верующих.

С другой стороны, агнец есть тот маленькое животное, которое израильтяне приносили  в жертву  в память  о Пасхе, об освобождении от  Египта, от  рабства фараонова. Трапеза пасхальная состояла  именно  из агнца. Семья собиралась,  чтобы  вкушать агнца  в  память об освобождении  от рабства.

Также апостолы и отцы  церкви нам говорят,  что  агнец  является знаком, символом  чистоты,  простоты, доброты, кротости, невинности. И вот, Христос и есть чистота,  простота, доброта, кротость, невинность.  Это то, что  апостол  Петр нам говорит   в своем  первом послании, когда написал: «Не  тленным серебром или золотом  искуплены  вы от  суетной жизни, но драгоценною  кровью Христа, как непорочного и чистого агнца». Вы искуплены ни золотом, ни серебром,  а искупил нас Христос  своею  кровью, «как  непорочного и чистого агнца». Апостол Иоанн, в книге Откровения  больше тридцати раз  употребляет это  слово « Агнец»,  чтобы говорить   об  Иисусе Христе. Да, Иисус Христос  есть тот  агнец, который взял на себя грех  мира, который принес  себя   в жертву, чтобы мы приобрели  благодать.

Братья и сестры, когда мы  сегодня осознаем эту истину,  когда Иоанн Креститель  еще раз нам говорит, указывая на Христа: «Вот Агнец Божий, Который берет   на  себя  грех  мира»,  первое,  что мы должны делать,  это обновить обещания, которые мы сделали в день  нашего  крещения: бороться,   чтобы  пребывать    в состоянии благодати,  чтобы жить   в дружбе  с Богом, бороться против греха,  чтобы грех не господствовал над нами. Это красота души – без греха, быть  в состоянии благодати – это  стоит больше, чем все богатство мира. Благодать Божья – это то,  что делает нас  угодными в глазах  Бога и наполняет наши души миром Христовым. Красоту благодати Божьей выражается в  день нашего  крещения  через  символы: белая одежда, вода, свет, и нам говорится: «Сохраните  эту  чистоту, сохраните  свет». И что это значит? Конечно, не будем мы ходить  всю жизнь  в белой одежде и со свечой в руках, правда? – не об этом  речь. Это значит, сохраните благодать, живите  в благодати Божьей, не идите на компромисс  со грехом.  Да, мы  все грешники, но никто не должен думать: «Ну  и  ладно, что же поделаешь? Нам сказано сегодня: «Вот Агнец Божий, берущий на себя грех мира», идите к Нему, и никогда не идти на компромисс  со грехом.

Блаженный Папа Иоанн  Павел П требовательно призывал жить в мире, который Христос для нас приобрел, говоря: «Обязывайте себя жить  в состоянии Божьей благодати. Иисус родился в Вифлееме именно для этого (…), жить  в состоянии благодати является высшим достоинством и невыразимой радостью, это гарантия мира, это прекрасный идеал».

Жить всегда  в дружбе   с Богом. Это возможно, и  Иоанн сегодня нам говорит,  что нам для этого делать: «Вот Агнец Божий! Он берет на себя грех мира». Не мы сами  уничтожаем грех, нам надо идти   к Нему и Он это сделает. Господь уже  это сделал. Надо,  чтобы Его благодать  дошла до нас через благодать Крещения,  через благодать Исповеди,  через благодать Святого Причастия. Вот  тоже  тогда  наша душа приобретет настоящую красоту. Я уже думаю о том, что в двери исповедальни,  под словом «Исповедальня» написать «Салон красоты». Может быть почаще будут ходить. А это будет правильно. Это благодать Божья делает нашу душу, нашу жизнь, не только душу, нашу жизнь красивой,  очищая нас от греха.

Мы всегда говорим, когда обращаемся к Божьей Матери: «Радуйся Мария, благодати полная….» – это же красота. Потому  что то, что делает нашу жизнь некрасивой – это    грех. Представьте себе  человека  с такими качествами:  чистота, простота, кротость, невинность. Как прекрасно! И это возможно. Иоанн Креститель нам говорит: «Вот Агнец Божий», не бойтесь,  Он возьмет на себя грехи мира.

Сегодня мы с радостью принимаем благую весть, которую сообщает нам Иоанн Креститель, и с благодарностью обновляем обещания,  которые дали  в день нашего  крещения: «Бороться,  чтобы всегда  пребывать в состоянии благодати Божьей».