Как часто следует причащаться?

Один из первых вопросов, который задают обычно священнику, касается частого причащения. Спешу ответить, что Святое Причастие следует принимать часто, потому что мы нуждаемся в духовной пище, чтобы не поддаться искушениям, чтобы не оставлять наше следование по пути на Небо, чтобы жить добродетельно и чтобы божья благодать умножилась в нас.

Благодаря Евхаристии мы соединяемся со Христом и живем Им: «ядущий Меня жить будет Мною» (Ин 6,57). Тем не менее, среди верующих существуют и другие мнения, отрицающие частое причащение. Так, например, многие верующие пожилого возраста не понимают практику частого причащения, говоря: «Зачем частое причащение? В моем детстве, 50-60 лет назад, причащались только на Пасху. Да и Церковь больше не предписывает». Другие, особенно среди молодых, говорят: «Мы не можем часто причащаться, потому что мы не достойны. Частое причащение – это для пожилых людей».

Эти мнения сформировались потому, что, действительно, частое причащение не являлось общепринятой практикой до того, как Папа Пий X в первой декаде XX века приложил все усилия, чтобы верующие причастились не только на Пасху, как предписано, но как можно чаще.

Каждый раз, участвуя в Святой Мессе, следовало бы причаститься! «Совершение евхаристической Жертвы полностью направлено на глубинный союз верующих со Христом через Причастие» (ККЦ 1382).

Святые предупреждают нас относительно и других искушений против частого причащения: «Иные редко причащаются лишь на том основании, что любовь их к Богу «слишком холодна». Но как же по причине холода отдаляться от тепла? Не причина ли это, напротив, чаще прибегать к сему Таинству? Лишь бы, конечно, к тому понуждало искреннее желание возрастать в любви Христовой. «Хотя бы ты и чувствовал холод душевный, – говорит св. Франциск Сальский – все же приступай к трапезе Господней, уповая на милосердие Его. Чем сильнее болезнь, тем более нуждаемся мы во враче» (Св. Альфонс Лигуори, Об осуществлении в жизни любви к Иисусу Христу, 2).

И св. Иоанн Боско настойчиво говорил: «Некоторые утверждают, что нужно быть святым, чтобы часто причащаться. Неправда! Это обман. Причастие предназначено для того, кто хочет стать святым, а не для святых; лекарства даются больным, и пища дается слабым».

Катехизис Католической Церкви учит нас: «Самому смыслу Евхаристии соответствует Причащение верных, когда они участвуют в Мессе, если у них наличествует должное расположение: «Верующим очень рекомендуется участвовать в Мессе тем наиболее совершенным образом, когда они, после Причащения священника, принимают Тело Господа от того же Жертвоприношения»(SC 55) ”. А также: “Церковь обязывает верующих «в воскресные и праздничные дни участвовать в Божественной Литургии» и причащаться, по крайней мере, раз в год – если возможно, в Пасхальное время и с предварительным приготовлением – через таинство Примирения. Но Церковь живо рекомендует верным принимать Святую Евхаристию в воскресные и праздничные дни или еще чаще, даже каждый день”.

Конечно, чтобы принять Иисуса в Евхаристии, наше сердце должно быть чистым от всякого тяжкого греха, поэтому «тот, кто сознает за собой тяжкий грех, должен сначала принять таинство Примирения (Покаяния) прежде, чем приступить к Причастию». Об условиях достойного причащения мы обязательно поговорим отдельно.

Желаю, чтобы все, хорошо подготавливаясь к этому великому и святому моменту как можно чаще, ответили на настойчивое приглашение Господа принять Его в Таинстве Евхаристии: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть плоти Сына человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизнь» (Ин 5,53).

Отец Диогенес Уркиза, VE.

Вернутся к вестнику «Наш приход» № 03 2005