Он был очень кротким и одновременно сильным Папой, защищавшим Церковь от ошибок модернизма. Он любил называть себя «бедным сельским настоятелем» и в этом духе проповедовал народу. Как пастырь всей Церкви, возродил евхаристическую жизнь, издав декреты о частом причащении мирян и о раннем причащении детей. Начал обновление литургии через реформу церковного календаря, бревиария и пения. Всю жизнь отличался смирением, кротостью, милосердием к бедным и любовью к бедности.
Подробнее:
Джузеппе Мельхиорре Сарто родился в области Тревизо 2 июня 1835 года и был вторым из десятерых детей. Отец будущего Папы работал курьером при городском управлении, а в свободное время занимался маленьким огородом. С самого детства Джузеппе обладал сильным характером и твердой волей; он спокойно переносил все лишения, которые приходилось терпеть из-за бедности. В течение нескольких лет мальчик каждый день проходил пешком, иногда босым, дорогу, соединявшую родное Риезе с Кастельфранко, где находилась школа.
В школе сразу заметили способности мальчика, и по просьбе некоторых священников и даже самого Патриарха Венеции, к счастью, оказавшегося родом из того же Риезе, Джузеппе разрешили бесплатно обучаться в Падуанской семинарии. В те времена она считалась лучшей семинарией во всей Италии. И здесь, на новом месте, воспитатели и учителя вскоре убедились в незаурядных способностях, а также большой уравновешенности юного кандидата в священнослужители.
Когда ему исполнилось 17 лет, умер его отец, и городское управление, желая помочь многодетной семье покойного, предложили Джузеппе занять освобожденную отцом вакансию. Но его мать – ее звали Маргерита – отказалась, она была убеждена, что ее сын должен был следовать священническому призванию. Приняв такое героическое решение, Маргерита днем и ночью занималась шитьем, чтобы обеспечить семью.
В 23 года Джузеппе был рукоположен во священника и сразу же назначен капелланом в маленький сельский приход недалеко от Падуи. Здесь он провел целых девять лет, приобретая драгоценный апостольский и пастырский опыт. В 1867 году его назначили приходским настоятелем в Сальцано, большое селение около Венеции, где он также провел девять лет. Молодой священник обладал на редкость крепким здоровьем, неиссякаемой энергией и незаурядной способностью общаться с другими людьми. Все эти качества от отдавал на служение приходу, стяжав благодарность и уважение не только прихожан, но и собратьев-священников.
В ноябре 1875 года епископ Тревизо призвал отца Джузеппе в свою Курию и поставил его каноником кафедрального собора, одновременно назвначив канцлером епсикопской Курии и духовником местной семинарии. 40-летний пресвитер проводил все утро в Курии, а вторую половину дня – в семинарии, исполняя свои обязанности с самоотдачей и трудясь даже по ночам. В этом ему помогало и превосходное здоровье, благодаря которому для восстановления сил ему было достаточно 4-5 часов сна. Характер отца Джузеппе, понимание, с каким он относился к другим, большая любовь и внимание к бедным заслужили любовь и почтение окружающих, и никто не удивился, когда в 1884 году Папа Лев 13 возвел его в сан епископа для окормления Мантуи.
Надо заметить, что эта епархия тогда переживала не лучшие времена – и в духовной жизни, и в отношениях с властями. Неожиданно скромный священник Джузеппе Сарто оказался блестящим проповедником, оратором, вдохновленным евангельской любовью, лидером, которому свойственен дух реализма, способным постигать самую суть проблем и находить парктические решения. Новый епископ был добродушным и приветливым, но когда было нужно, сопровождал эти качества непреклонной твердостью.
Он показал большое умение примирять души и начал глубокое обновление христианской жизни во всей епархии. Его взгляды сформировались при Папе Пие 9 и в революционной атмосфере Габсбургской монархии, которой подчинялась область Венето вплоть до 1866 года. Монсеньора Сарто считали принципиальным и непримиримым в том, что касалось либерализма и современного менталитета. Это и неудивительно: все это затронуло и Церковь, переживавшую период после Папского государства. Модернизм начинал проникать в разные области итальянского общества, и внутри епархий противостояли разные идеологии, при снисходительном или же, наоборот, непримиримом отношении к этому епископов.
В благодарность за пастырскую работу Папа Лев 13 возвел монс. Сарто в сан кардинала 12 июня 1893 года, а 15 июня поставил его Патриархом Венеции, переживавшей тогда особенно нелегкие времена. Но его ингресс произошел лишь в ноябре 1894 года, поскольку до этого Итальянское Правительство не давало своего согласия. Король Италии Умберто 1 настаивал на своем праве избирать Патриарха в силу древней привилегии Венецианской Республики, но в конце концов, спустя 17 месяцев был достигнут компромисс.
Монс. Сарто питал дружеские чувства к Францу-Иосифу, австрийскому монарху своей молодости, которых не разделяла Курия. Несмотря на это, Патриарх занял примирительную позицию по отношению к Королевскому Дому Савойа и молодому Итальянскому королевству, будучи убежденным, что назад все равно уже нет пути.
Будущий Папа считал необходимым подготовить почву для постепенного сближения новой Италии со Святейшим Престолом, решив так называемый «Римский Вопрос». Он сохранял нетронутым все то от позиции Пия 9 после оккупации Папского государства, что было важно с духовной точки зрения, но оставил все, что имело временный, переходный характер. Такой же позиции придерживался и Лев 13.
Не обращая внимания на критику и даже удивление некоторых, он одобрял альянс венецианских католиков с умеренными либералами, созданный для подрыва позиций масонской городской администрации, которая отменила преподавание катехизиса в школах и велела убрать распятие из больниц. Патриарх Сарто много внимания уделял католической печати; все предпринятые им шаги были продиктованы пастырским реализмом, но ни в коем случае не симпатией к либерально-модернистской идеологии, которую он лично всегда отвергал.
В Венеции процветали монашеские общины, катехизация взрослых, росли религиозные ассоциации и движения. Особое внимание уделялось подготовке детей к Первому Причастию и Миропомазанию; богослужения обогащались торжественными песнопениями. В эти годы Патриарх Венеции познакомился с молодым Лоренцо Перози и оценил его музыкальный талант. Кард. Сарто помог ему на пути к священству и поручил ему провести реформу литургического пения – сначала в Венеции, а затем в Риме.
Будущий Папа с особой заботой относился к бедным и отдавал им все, чем владел. И сам жил довольно скромно, о чем свидетельствует немало фактов. Он, например, не захотел шить себе кардинальские одежды, предпочитая пользоваться одеждой своих предшественников, а бедным отдал сумму, предназначенную для пошива облачений.
При своем отрицательном отношении к социализму и либерализму, он всегда интересовался условиями труда и жизни рабочих и поощрял создание «приходских рабочих касс», Общества взаимопомощи, народных бирж труда. Для того, чтобы привлечь ко всем этим вопросам внимание духовенства, он в 1895 году основал кафедру общественно-экономических наук при духовной семинарии. В Венеции кардинал Джузеппе Сарто также стяжал всеобщую любовь.
20 июля 1903 года в возрасте 93 лет скончался Папа Лев 13, правивший Церковью более 25 лет, и кардинал Сарто отправился в Рим. На вокзале его окружила толпа желающих попрощаться, и растроганный кардинал пообещал: «Вернусь, живым или мертвым!». И уехал в Рим с билетом туда и обратно.
Его слова оказались пророческими: Патриарх Сарто больше не вернулся в Венецию – его избрали Папой. Но один из его преемников, Иоанн 23, также бывший Патриарх города-лагуны, распорядился о перенесении ковчега с мощами уже Святого Пия Х, которое и произошло 12 апреля 1959 года. Ковчег был выставлен в соборе Св. Марка оставался в Венеции до 10 мая, для почитания многочисленными верующими.
Конклав, на котором был избран Пий Х, был одним из самых напряженных: ведь это был последний конклав, на котором действовало вето католических держав – то есть, право монархов на отвод неугодного им кандидата на Папский Престол. Наиболее авторитетным кандидатом в преемники Льву 13 был его госсекретарь кард. Мариано Рамполла дель Тиндаро, которого Габсбургская монархия считала выразителем политики поддержки христианских социалистов в Австрии и Венгрии и сторонника борьбы за независимость балканских славян; Краковский кардинал передал вето против Рамполлы, среди протестов Декана Священной Коллегии Кардиналов, возмущенных таким вмешательством светской власти.
В любом случае, конклав длился 4 дня, и 3 августа 1903 года Патриарх Венеции был избран новым Римским архиереем, несмотря на его просьбы не голосовать за него. В конце концов, он все же дал свое согласие, взяв имя Пий Х.
Понтификат Папы Пия Х длился 11 лет – так нарушилась его почти что традиция занимать все посты по 9 лет: 9 лет он пробыл в семинарии, 9 лет капелланом в Томболо, 9 лет в приходе Сальцано, 9 – в должности каноника и директора семинарии в Тревизо, 9 – епископом Мантуи и 9 – Патриархом Венеции. На Папский Престол Пий Х взошел в возрасте 68 лет. Он продолжил линию своих предшественников Пия 9 и Льва 13, и особенно это касалось политической сферы. В то же самое время, новый Папа предпринял шаги к тому, чтобы порвать с некоторыми закрепившимися стереотипами, например, будучи сам из бедной семьи, он отказался от каких-либо традиционных привилегий для родных, а также выступал с острой критикой непотизма и фаворитизма, весьма распространенных в те времена (и не только).
Госсекретарем Папа назначил кардинала Мерри дель Валь, посвятившего себя утверждению прав Церкви и восстановлению социального порядка согласно замыслу Бога.
Перед лицом стремительного прогресса либерализма, преимущественно антирелигиозного, материалистического социализма и сайентизма, Пий Х осознавал необходимость противостояния современному менталитету и пресекал все попытки компромисса между католиками и новой культурой. В энциклике «Pascendi» 1907 года Пий Х осудил «модернизм», а в политической сфере продолжил непримиримую линию Пия 9, считая отделение Церкви от государства кощунством по отношению к Богу, которому следует воздавать славу на только частным образом, но и публично.
20 января 1904 года Пий Х постановил, что никакая светская власть не может наложить вето на избрание Пап, а кардиналы — посланники указаний или рекомендаций светской власти в адрес Церкви, подлежали отлучению.
Пий Х был человеком высокой культуры, обладал превосходным художественным вкусом, и благодаря этому ему удалось сохранить многое из сокровищ Церкви; он был также большим ценителем музыки и особенно литургического пения.
Пий Х жил Богом и жил с Богом, он проявлял христианские добродетели вплоть до героизма, жил в простоте и крепко верил в Божественное Провидение. Это упование и было причиной его внутреннего спокойствия и равновесия, которым все восхищались.
Девизом Пия Х было «Instaurare omnia in Christo». И это восстановление, эту реставрацию общества во Христе от начал с Церкви, глубоко реформировав Римскую Курию и различные Конгрегации. Пий Х распорядился о создании нового Кодекса Канонического Права. Среди введенных им новшеств можно назвать частое причащение и причащение детей. Папа Сарто убрал из Миссала много лишнего, возвратил воскресный годовой круг, заменив им литургический круг Святых; многое сделал для более широкого использования музыки и песнопений во время богсолужений. Пий Х ввел также обязательную катехизацию детей и взрослых, на основе текста, названного впоследствии «Катехизисом Пия Х».
Последние годы его понтификата были омрачены войнами в Европе, которые вовлекли многие католические гсоударства. На их фоне усугубилась и болезнь, которой страдал восьмидесятилетний Папа, — подагра. Физическое состояние его постоянно ухудшалось, и Пий Х скончался от воспаления легких в ночь с 20 на 21 августа 1914 года. Он был погребен в Ватиканских Гротах.
Еще при жизни его называли «святым Папой»: люди рассказывали об исцелениях больных, прикоснувшихся к его облачениям. Но сам он в ответ на эти рассказы улыбался: «Меня зовут Сарто, а не Санто».
Папа Пий Х был причислен к лику Блаженных Пием 12 в 1951 году, а в сонм Святых он вошел три года спустя. Его мощи почитаются в ватиканском Соборе святого Петра.
Источник: Радио Ватикана