О-Антифоны

О-Антифоны, великие антифоны (antiphonae maiores) – особая группа антифонов, исполняемых с кантиком (cantikus) Maginficat на вечерне по одному в день в течении предрождественской недели. Их общее название связанно с тем, что все они начинаются с восклицания «О».

Согласно Римскому миссалу 1568, 7 Оа. На Maginficat должны были исполняться в следующем порядке: O Sapientia (17 декабря), O Adonai (18 декабря), O radix Iesse(19 декабря), O clavis David (20 декабря), O Oriens (21 декабря), O rex gentium (22 декабря), O Emmanuel (23 декабря).

Эти О-а. документированны в VIII в. (Алкуин, Амаларий из Меца). В более поздних ср.-век. рукописях количество О-а. выросло до 12, включая также O virgo virginum, O Gabriel, O Thomas Didymus, O Rex pacifice и O Ierusalem; т.о., начало начало исполнения серии О-а. колебалось между 12 и 17 декабря.

Порядок следования О-а. в различных певческих традициях может различаться. Тексты О-а. представляют собой парафазы отрывков из Ветхого Завета, содержащих пророчества пришествия Мессии, что соответствует духу Адвента. Самые ранние 7 О-а. имеют единообразное строение: в начале следует обращение к Спасителю под разными именами (Мудрость, Адонай, Корень, Иессея, Ключ Давида, Восток, Царь народов. Эммануил), сопровождаемыми развернутыми эпитетами, затем — призыв прийти (veni) с указанием цели прихода. Исследователи обращают внимание на то, что первые буквы обращений, прочитанные в обратном порядке, образуют акростих ero cras, что значит буду завтра. Более поздние О-а., кроме , обращенные к Деве Марии, архангелу Гавриилу, ап. Фоме, Иерусалиму. Все О-а. (в т.ч. и более поздние) исполняются на одну мелодию 2-го модуса; их диапазон охватывает квинту, но иногда достигает и октавы.

Начиная с XIV в. создавались многоголосные обработки О-а.: изоритмические мотеты XIV в., полифонический O virgo virginum Жоскена Депре (XV в.) на 3 голоса и basso contiuno и др.

Ю. Москва

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 957-958.

Информация взята с сайта Библиотеки Toletanus