Если вы обратили внимание – в чтениях, которые сегодня Церковь предлагает нашему вниманию, бросается в глаза сердце нашего Бога, забота Бога о нас, как Он переживает. В первом чтении мы слышали такие слова: «ничем не гнушаешься, что сотворил; ибо не создал бы, если бы что ненавидел. И как могло бы пребывать что-либо, если бы Ты не восхотел? Или как сохранилось бы то, что не было призвано Тобою? Но Ты всё щадишь, потому что всё Твоё, душелюбивый Господи. Нетленный Твой дух пребывает во всём. Посему заблуждающихся Ты мало-помалу обличаешь, и, напоминая им, в чём они согрешают, вразумляешь, чтобы они, отступив от зла, уверовали в Тебя, Господи» (Прем 11, 24-27; 12,1 -2).
Знаете, бывают люди, которые не могут понять, почему происходят в нашей жизни некоторые события: страдания, боль, потери. И на самом деле Бог делает это только ради нашего блага. Блага, которое иногда нам очень трудно воспринимать. Но если мы обращаем внимание на то, что Бог является Отцом, Добрым Пастырем, то мы должны стараться искать причину, ради которой Бог так действует. В Псалме мы читали:
Щедр и милостив Господь,*
долготерпелив и многомилостив.
Благ Господь во всём,*
и щедроты Его на всех делах Его.
Даже, когда Он наказывает, когда допускает какие-то события, по нашему мнению, неудачные в нашей жизни. Даже так. Он все может располагать к нашему добру.
Евангелие как будто подчеркивает эту идею. Речь идет о первой встрече Иисуса с Закхеем. Какой метод у Бога? Какой метод у Иисуса Христа? Всегда сопоставляется личность и методика: методика Иисуса Христа и методика фарисеев. Чтобы сразу было заметно, как надо и как не надо. Фарисеи – те, кто отделен от народа, потому что они исполняли закон, потому что они молились, потому что исполняли все то, что Бог повелел. А Иисус Христос? Его сразу его определяют – тот, который смешивается с грешниками, с блудницами, с теми, которые по мнению фарисеев могли бы осквернять его и делать Его негодным для служения. Его, Сына Божия.
Методика Иисуса Христа совершенна другая. Он не боится разговаривать с грешниками. Иисус Христос сам себя определяет как Доброго Пастыря. Он Тот, Который идет за потерянной овцой. Закхей хотел увидеть Господа. Ему стало интересно. И здесь не простое любопытство, потому что, если почитать условия, здесь явно не просто толпа людей. Иисус, если вы обратили внимание на то, что произошло в предыдущем отрывке Евангелия, только что исцелил слепого. Скорее всего от рождения. Слепой слышит, что входящий в Иерихон Иисус, проходит мимо него и начинает кричать: «Иисус, Сын Давидов! Помилуй меня!» И все заставляли его замолчать: «Слушай, тихо сиди!», а он кричал еще сильнее. Тогда Иисус слышит его голос и зовет его: «Чего хочешь?» – «Чтобы мне прозреть!». Там много народа и Иисус только что пришел в Иерихон. Евангелие говорит, что Иисус исцелил его: «Вера твоя спасла тебя». Он стал видеть и от радости начинает кричать и искать лица тех, голоса которых знает и, как я предполагаю, начинает брать за плечи: «говори что-нибудь, чтобы я мог тебя мог узнать». И люди разговаривали. «А, это ты!» Первый раз видит лица. Представьте себе радость этого человека. И он идет, славя Бога, – говорит Евангелие. И прыгает и поет, скорее всего, от радости.
И тогда эта толпа людей становится праздничной толпой, которая сопровождает Господа и это Закхею интересно: кто только что исцелил слепого? Кто он такой? И это любопытство заставляет его преодолеть свои недостатки. Какие? Скорее всего, он осознал, что, несмотря на его богатства, несмотря на его важность – он был начальником мытарей, не мытарем, а начальником, по мнению иудейского народа, он звался начальником воров. И, поэтому, какое дело Иисусу до такого человека? Но все-таки Закхей хочет Его увидеть. И тогда представьте себе важного человека, если знаете кого-нибудь такого, который, чтобы видеть какого-то пророка, непонятно откуда, непонятно кто еще для него, залезет на дерево? Важный человек, богатый человек делает то, что делают дети. Скорее всего, он не оригинален, скорее всего, были еще люди на деревьях. Говорится же, что много людей за Иисусом шло. И он как ребенок, как бедные люди, залезает на дерево, чтобы увидеть, кто это. Он делает то, что делают другие, чтобы увидеть Иисуса. И видит, что Иисус приближается, уже начинает видеть черты Его лица, слышит, как Он разговаривает с людьми: со стариками, с детьми, и вдруг, когда Он уже под ним, Иисус останавливается (что потерял? что забыл?). Поднимает глаза свои, смотрит на него и говорит: «Закхей.» Не говорит: «Эй, ты!», не говорит: «Кто-нибудь из вас примите меня, я голодный». Обращается к нему и опять – Пастырь знает овец Своих по имени – Закхей! Увидел.
И сколько вопросов в сердце Закхея: «Как? Почему? Ты знаешь мое имя?» Иисус смотрит на него, как будто, говоря: «Я тебя нашел! А, ты был там?! Я знал!» – «Ты знаешь меня? И еще не поздно, чтобы с Тобой поговорить? Твои люди меня презирают, потому что я не уважаю Твой закон, потому что я – вор. И я осознаю это, но я думал, что уже поздно. Куда мне деваться? Как мне изменить свою жизнь сегодня? Как? Еще не поздно? Ты ещё хочешь говорить со мной? Разве есть у меня что-то полезное для Тебя?» Что случилось? Что изменилось? Закхей принимает Его дома. Он раньше знал, что Иисус существует, знал, что есть какой-то человек – пророк, который совершает чудеса, который принимает грешников. Но этот человек, который совершает чудеса, не совершит чуда для него. Этот человек, который принимает грешников, еще его не принял. Этот человек чужой, но сегодня этот человек станет своим для Закхея.
Спросите меня, что я знаю о моих родителях в те времена, когда они были молодыми. Мало знаю. Это меня не касается. А спросите меня, что они делали ради меня? Это все помню. Это касается меня. Это меня охватывает, это мое. И почему мы встречаемся с Иисусом во время Евхаристии, слушаем Его слово, читаем иногда даже? И Иисус продолжает быть под деревом, а я на дереве, смотрю издалека, это еще не мой Иисус. Он должен стать моим. И как Он может становиться моим, если я с Ним не общаюсь? И обратите внимание, как повелительно говорит Иисус: «Закхей, сойди скорее, Мне надобно». Мне надобно. Не говорит Он: «Давай, Я тебя вылечу. Давай, тебе надо!» Мне надобно. Мне тяжело без тебя. – «А как мне Господи, а мне как? – Но ты осознаешь это?» Поэтому нам очень нужно понять, что Иисусу не все равно: совершаем ли мы добро или зло, ходим или не ходим, болеем или не болеем, страдаем или не страдаем. Иисусу не все равно. Иисус ищет нас там, где мы находимся. Иисус знает, где мы находимся. В моральном плане, в духовном плане и где находится наше тело. Иисусу не все равно.
Я смотрю издалека, мне трудно слушать Его голос: «Закхей! Сойди скорее. Мне надобно». Со временем, с грехами, отложив вопрос об исповеди, о личном обращении к Нему, к Его закону, мы становимся глухими. Нам труднее и труднее слушать Его слово с каждым разом. Сколько раз я встречаюсь с Иисусом? Повторяю: причастие, молитва, Розарий, чтение Библии. Иисус во время причастия входит в дом мой, в душу мою. А я обращаюсь к Нему как к нежеланному гостю: «Ну, садись там, посмотри телевизор, я пока займусь своими делами». Как мои причастия проходят? Закхей все оставил, принял Его с радостью. О чем они разговаривали, не знаем, но знаем, что было эффективно: «Господи! Половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк 19, 8). Эффективно. Поэтому нам нужно или не нужно встречаться лично с Иисусом Христом и понять все это на практике? Потому что у нас, еще в жизни нашей этой встречи, возможно, не произошло. Некоторые из нас очень долго живут на дереве и смотрят очень много раз, как Иисус проходит мимо. А мы не слышим. Мы должны встречаться с Иисусом, мы должны изменить свою жизнь.
Да поможет нам Пресвятая Богородица быть смиренными, как Закхей. Чтобы мы не боялись показаться глупыми перед другими людьми, перед друзьями, чтобы мы могли найти свое дерево, чтобы увидеть, когда Иисус проходит, чтобы мы посмотрели на опыт Закхея и поняли, что Он сейчас придет и нас позовет, чтобы мы радовались этой возможности, чтобы мы не боялись этой встречи. Жизнь Закхея изменилась кардинально и моя жизнь может измениться, и я могу стать хорошим христианином. Не теплым христианином, хорошим, святым христианином. Да поможет нам Пресвятая Богородица.
о.Иезекииль Айяла, IVE