Можно сказать, что литургия слова сегодня предлагает нам чтения, которые говорят о благодарности, о необходимости благодарить и о примерах благодарности. Вот мы в Евангелии от Луки слышали о том, что произошло в жизни Иисуса Христа, о моменте, когда пришли десять прокаженных, прося милости у Иисуса Христа. И Иисус сказал, что все они должны пойти в Иерусалим и показаться священникам, согласно тем правилам, которые были в Иудее. Десять пошли и по дороге все десять исцелились. А поблагодарить Иисуса Христа вернулся назад только один. Причем это был не иудей, это был самарянин. Самаряне – это такой народ, который частично происходил от колен Израиля, но который смешался с язычниками. У самарян был свой культ, альтернативный культу настоящему, истинному. У иудеев самаряне считались, как бы мы теперь сказали, – сектантами, которые по-своему как-то верили и которые откололись от истинной веры.

И поэтому не раз слышим примеры из самарян: добрый самарянин, или как сегодня. Уже не притча, а реальные факты из жизни Христа: из десяти прокаженных вернулся только один, и тот был сектант. Пришел к Иисусу Христу, чтобы поблагодарить за исцеление. А девять правоверных, девять, можно сказать, христиан сейчас, католиков не пришли поблагодарить Христа. И Христос спрашивает: «А где остальные девять, не все ли десять исцелились?»  Мы знаем, что они все исцелились, но поблагодарить не пришли. Таким образом, мы видим на этом примере, всю несправедливость со стороны этих девяти исцелившихся прокаженных, то есть их неблагодарность. Только один оказался благодарен, причем сектант, а истинно верующие неблагодарны. И вот мы видим, что истинно верующие неблагодарны, но и себя мы считаем истинно верующими. Но тогда мы должны подумать: может быть, эта история про нас, может быть, это мы неблагодарны. Неблагодарны Богу, и как часто мы Ему неблагодарны. Эти чтения призывают нас осознать с ясностью, за что мы должны благодарить Бога, за что мы Его не благодарим и как часто мы неблагодарны по отношению к нашим близким. А сколько мы замечаем примеров в нашей жизни, когда есть какая-то неблагодарность по отношению к нам самим

Сделали кому-то доброе дело, нам за это ни слова не сказали. Наоборот, как поступали с нами несправедливо, может быть, еще хуже поступают, еще и на шею сядут, то есть мы сами ощущаем, что неблагодарность – это нехорошо, неправильно. Как часто супруги думают между собой: «Вот мой супруг, он не благодарит за все, что я делаю для семьи, за все, что я делаю для него». Какими дети бывают неблагодарными, как не замечают усилий родителей, пока маленькие или особенно в переходный период. Как они неблагодарны за все те усилия, которые родители прилагают для их введения во взрослую жизнь и, наверное, становятся по-настоящему благодарными только тогда, когда у самих появляются дети. И тогда они понимают, что чувствовали их родители, и только тогда могут прийти и сказать: «Папа, мама, спасибо за все, что вы для нас сделали».

Сколько раз мы бываем неблагодарны и не хотим замечать, что мы не благодарим. Почему мы боимся благодарить? Может быть, мы боимся благодарить потому, что не хотим оставаться в долгу ни перед кем. Потому что благодарить – значит признавать, что мне сделали что-то доброе, а значит, я чувствую обязанность как-то ответить добром. Благодарить – это лично признать, что ты мне сделал хорошее дело, ты мне помог, и, значит, лично признать, что я тебе обязан, как например, это признал в первом чтении Нееман, который был Сириянин, из Сирии, то есть был язычник.

Он пришел в Израиль, чтобы искать исцеления, потому что тоже был прокаженным. Пророк Елисей отправил его омыться в реке Иордан семь раз, и он исцелился. И приходит, возвращается к пророку, человеку Божьему и пытается как-то отблагодарить, предлагает деньги: «Вот я хочу тебя отблагодарить». Пророк отказывается, потому что знает, что исцеление – это не его рук дело, это Бог совершил. И тогда что делает этот Нееман Сириянин? Он еще большее совершает. Он просит взять земли с этого места, чтобы отвезти к себе на родину, чтобы поклоняться уже не тем богам, которых он почитал, а единственному Истинному Богу, Господу Израиля. Истинному. То есть он свою веру поменял, изменил жизнь свою для того, чтобы отблагодарить за дар, который он получил, за дар исцеления.

И мы не должны бояться быть благодарными, быть признательными, особенно Богу. Не должны бояться оказаться у Него в должниках, потому что мы Ему все равно очень много должны. Мы Ему всё должны. Мы все должны Богу. Всё от Него получили. Было бы детской незрелостью не признавать это и не помнить об этом. Как дети поначалу не признают и не благодарят, не умеют быть признательными, но потом, умудренные опытом своей жизни, своих детей уже, осознают, что надо благодарить своих родителей. Так и мы должны, умудренные опытом всех тех даров, которые мы от Бога получили, научиться Его благодарить.

Что Бог мне дает, что Он дал нам? Во-первых, Бог мне дает меня самого. То, что я есть – это Божий дар, то, что я могу собой располагать – это Божий дар. Бог мне дает каждый момент моей жизни, то есть то, что я сейчас здесь – Бог мне дал это. Даже если начинать философски размышлять, то можно сказать, что Бог каждый момент моей жизни дает мне меня. Философы любят выстраивать сложные фразы, чтобы точнее сказать, что они думают. То есть, вот я сейчас здесь, в храме, перед Богом, но это потому, что Бог меня сейчас сюда поставил, потому что Бог дал мне этот дар – здесь сейчас находиться, находиться перед Ним. Это Его дар. И другой момент, какой у меня будет: когда я приду к Богу со своими родными, когда я встречу какого-то нуждающегося, – я должен понимать, что этот момент мне сейчас дает Бог, это Его дар. Дар, чтобы я мог жить, чтобы я мог помочь нуждающемуся, чтобы я мог что-то доброе сделать – еще одна возможность, подарок от Бога.

Например, можно подумать, в чем тогда заключается грех? Грех плох, потому что вот я сейчас получаю от Бога дар – мою жизнь, мои способности и вместо того, чтобы использовать его во славу Божию, на благо себе и ближним, на то, что способствует спасению моей души, спасению других людей, я использую этот дар наоборот, себе во вред, во вред своим ближним, для осуждения себя. То есть, тот подарок, который Бог мне дает, я использую в противоположности к тому назначению, которое Бог в него вложил.

Как если бы мне дали мороженное, очень вкусное, которое не знаю, где купили, а я вместо того, чтобы попробовать, собакам даю в присутствии дарителя. Какое отношение будет? Понятно, что обидится, ну несильно. Человек, понять можно, не такие уж это вещи серьезные. Но с Богом все серьезно. Сколько Он нам дарит, сколько мы эти дары узурпируем для своего эгоизма?

Другой вид противления этим дарам – отказ от дара, что мы можем отказываться, можно отказаться от дара веры или от жизни по вере, не думать об этих дарах, забыть, как будто они не существуют О даре веры, что мы получили, духовное воспитание, что мы получили. Мы не живем по этой вере, живем по-мирски. Мы не принимаем и не хотим признавать эти дары, отказываемся. Отказ от дара – это вид противления. Мы отказываемся от подарков, чтобы не благодарить, чтобы не чувствовать себя кому-то обязанными. И если мы не признаем дары Божии, не хотим об этом думать – это потому, что мы не хотим быть обязанными Богу ничем.

Если мы не принимаем даров от ближнего, от наших родных, друзей, то мы не думаем о том, что это дар. Принимаем просто как нечто должное, как их обязанность, не понимая, что на самом деле, это их добрая воля, что они себя дарят нам в этих дарах. Это значит, что мы не хотим быть обязанными им. А надо с благодарностью принимать дары от близких, от незнакомых тоже с благодарностью, от Бога. Принимать и благодарить. Как в старой песне поется:

У природы нет плохой погоды –

Каждая погода благодать.

 Дождь ли снег – любое время года

Надо благодарно принимать.

 (В советское время было много песен правильных.)

Поэтому нам следует учиться благодарить Бога за Его дары. За какие дары? За то, что у нас есть руки, ноги, может быть, не всегда здоровые, но есть – ходить можем; за родителей, за детей, за то, что дом есть, что работа есть, за все доброе, что мы получили. И за испытания, которые делают нас сильнее; за трудности, в которых мы возрастаем в терпении, в послушании Божьем, в вере, в доверии Богу. За веру, которую мы получили, хотя большинство людей на земле неверующие, вообще подавляющее большинство даже не христиане, о Христе не знают. За самое великое, что мы получили: за дар нашего искупления, за жертву Христову, принесенную на Кресте за нас, за обещанный нам дар спасения и вечной жизни и созерцание Лика Божьего на небесах. За это последнее: за искупление, за наше спасение мы должны благодарить особым образом.

А также за все остальное мы благодарим и благодарим именно сейчас, во время этой Святой Мессы. Святая Месса по-другому называется Евхаристия – слово, что с греческого переводится как Благодарение.

Мы благодарим Отца за все, что Он для нас делает, благодарим Его Сына. Через Его Сына в Духе Святом Ему, Триединому Богу Благодарение и Слава во веки веков. Аминь.

о.Андрей Старцев