Сегодняшние чтения указывают нам на то, что такое вера, говорят нам о вере. Например, первое чтение из книги пророка Аввакума: «…праведный своею верой жив будет» (Авв 2,4). Второе чтение из второго послания апостола Павла к Тимофею: «Держись образца здравого учения… с верою и любовью во Христе Иисусе. Храни добрый залог…» (2 Тим 1, 13-14). Евангелие – ученики обращаются ко Христу: «Умножь в нас веру» (Лк 17, 5). То есть чтения, которые мы слышали, указывают нам на веру. Мы понимаем, что такое вера. Знаем, что вера – это уверенность в вещах, которые невидимы, но о которых мы знаем через Божии Откровения. Вера – это дар Божий, который мы приняли, и который меняет нашу жизнь. В свете веры жизнь человека преображается, наполняет смыслом всё существование. Не то же самое жить человеку неверующему, что человеку верующему – другие приоритеты, другие ценности, по-другому ценится все, что есть. Вера.
Однако во времена Иисуса Христа эта вера понималась не всегда правильно и в наше время эта жизнь в вере понимается не всегда правильно. Что значит жить в вере? Значит: исполнять Божьи заповеди, жить по тому, что мы знаем, согласно Откровениям, Священному писанию, преданию Церкви. Но у книжников и фарисеев была другая интерпретация и всегда есть искушение так думать: «Ты – мне ,я – тебе». Хотя, вернее, наоборот: «Я – тебе», то есть я – Богу, а Бог за это мне. То есть, если я исполняю закон, исполняю заповеди, выполняю предписания, значит, мне за это что-то будет. Что будет? Жизнь благополучная, то есть достаток, в котором я буду жить, мир, в котором я буду жить, дети, которых у меня должно быть много и которые мое будущее .Ну и – вечная жизнь, то есть что-то там после смерти, какая-то награда.
Фарисеи жили практически по такому закону. То есть они за исполнение заповедей, за исполнение закона претендовали на какие-то блага, на какие-то привилегии: первые места, когда они были приглашены, почитание со стороны остальных, почтение, уважение. Для этого они молились так, чтобы было видно, что они молятся. Когда совершали дела милосердия, то есть давали пожертвования, делали так, чтобы было видно, что они это делают, с тем чтобы получить что-то взамен на те поступки, которые они совершают: «Я – тебе, а ты – мне что-то должен». И тогда есть такое искушение и у нас в том числе. Если я исполняю какие-то предписания, исполняю какой-то долг, то значит, я чего-то заслуживаю, у меня тогда есть какие-то права, то есть предполагается какое-то мое первенство над другими. Если я что-то делаю для Бога, то могу что-то требовать от Бога. Если я что-то делаю для Церкви, то могу что-то потребовать от Церкви, хотя бы признания, уважения, чтобы мое мнение слушали, чтобы меня слушались. Если я хороший работник и на работе исполняю все, что от меня требуется, и даже больше, то я заслужил повышение, я требую повышения по должности или в зарплате. И, таким образом, присутствует искушение торговаться с Богом, с Его Церковью или с окружающими.
В первом чтении есть очень интересная Аввакума, который говорит: «Душа надменная не успокоится» (Авв 2,4) – то есть человек надменный, человек гордый требует возмещения тех усилий, которые он приложил. По-человечески говоря, если вынести веру за скобки, кажется, что логически всё верно: «я что-то делаю, значит, я заслуживаю награды за мои труды». Но когда мы смотрим глазами веры, когда мы хотим увидеть все в истинном свете, а именно в свете Божьем, то есть, как Бог это видит, как Христос нам указывает, то мы должны видеть себя такими, какими Христос нам самих себя показывает. Обратиться к Слову Божию, к Откровению, к тому, что мы сегодня слышали – к Евангелию.
Просили ученики Иисуса Христа: «Умножь в нас веру», то есть ученики признают, что Иисус Христос может умножить в них веру, сделать так, чтобы вера была сильнее, признают, что вера – это Божий дар и жить по вере – это Божий дар. То есть быть добрым христианином – это дар Божий, это не нашими усилиями достигнуто, да с нашим сотрудничеством, но мы это получили, значит, не можем говорить о заслугах, если получили. «Умножь в нас веру». А что Христос ответил на этот вопрос ученикам? Сначала Он сравнил веру с зерном горчичным: «если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: «исторгнись и пересадись в море», то она послушалась бы вас» (Лк 17, 6). А потом приводит притчу о слуге, который: «Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: «пойди скорее, садись за стол»?» (Лк 17, 7). Пример немножко кажется странным, но в принципе он не говорит, что Бог всегда так поступает, что Он как этот хозяин, который плохо обращается со слугами. Он говорит о ситуации, которая случается, и где слуга должен знать свое место, в принципе.
«Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: «мы рабы ничего нестоящие; потому что сделали, что должны были сделать» (Лк 17, 10). И здесь Христос показывает, как мы должны относиться к тому, что живем по вере, что мы делаем добрые дела, совершаем поступки, которые Христос заповедал, делаем благо, что мы преуспеваем в этом духовном пути, на который Бог нас наставил. Что мы должны? Не гордиться, не превозноситься, а, наоборот, говорить: «Мы рабы ничего не стоящие. Мы сделали только то, что должны были сделать». Мы не должны думать, что из-за того, что мы христиане, что-то там заслужили, имеем какие-то права, можем предъявлять претензии. Не должны думать, что мы должны и имеем такое право – предъявлять претензии в общении даже с нашими близкими.
Как в семье. Если муж целый день работает, устает, приходит домой, – не стоит срываться на жене только потому, что он весь день работал. Сделал то, что должен был сделать, в чем обязанность мужа. И жена не должна срываться на муже, когда тот пришел с работы, потому что это единственный момент, когда она его видит. То есть не должны предъявлять претензии, ибо то, что мы живем как верующие, как христиане, то, что мы знаем, как жить и у нас это получается, не всегда, но получается – это, действительно, дар. То, что мы совершаем такие поступки – это исполнение нашего долга. А как часто мы их не исполняем, не исполняем этот долг?
Поэтому нам стоит прислушаться к словам апостола Павла, то есть ко второму чтению сегодняшнему. Что говорит Павел? «Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верой и любовью во Христе Иисусе. Храни добрый залог…» (2 Тим 1, 13-14). То есть, хранить веру, исполнять то, чему Христос нас научил, то, чему Бог нас научил, на что наставил. А потом как рабы не стоящие не превозноситься над другими, не требовать каких-то привилегий, уважения к себе. Быть смиренными, как и Христос был смирен, как и Он не предъявлял претензий своим апостолам, хотя сколько для них делал, сколько их учил и жизнь Свою за них отдал.
Но, как говорит святой апостол, обращаясь к Тимофею: «страдай с благовестием Христовым силою Бога» (2 Тим 1, 8). То есть веруй и неси свой крест, веруй и приноси твою жертву Богу, как и полагается. Как мы должны, чтобы ответить на ту жертву, которую Христос ради нас принес.
И снова мы можем вернуться к словам пророка Аввакума: «Вот душа надменная не успокоится» (Авв 2, 4). И если мы, будучи христианами, не успокаиваемся, требуем себе чего-то или у нас внутри есть ощущение некой несправедливости, значит, этот эгоизм, это желание превознестись над другими все еще тревожит наше сердце. «Душа надменная не успокоится, а праведный своей верою жив будет» (Авв 2, 4).
Не должны мы становиться надменными, но жить верою, сознавая всю ценность, которую представляет этот дар – дар веры, полученный нами от Бога. Ему, нашему Богу, в Троице Единому, слава во веки веков. Аминь.
о.Андрей Старцев