Евангелие, и не только Евангелие, но и все литургические чтения, которые сегодня Церковь дает нам для размышления, для тех, кто в церкви уже давно, ничего нового не открывают. И, вообще, мы каждое воскресение, каждый год перечитываем те же самые чтения не для того, чтобы узнать что-то новое, а чтобы углубить то, что мы уже знаем, чтобы вспомнить то, что мы часто забываем, потому что все мы люди, память у нас короткая, особенно когда что-то нам не очень нравится.
И поэтому и Евангелие, которое мы сегодня слышали, и первое чтение, и второе чтение указывают нам на то, чего нам не хватает. То есть, когда Иисус Христос говорит притчами, говорит фарисеям или своим ученикам, особенно фарисеям, мы должны относиться к этим текстам, как к критике, которую Христос обращает к нам самим. То есть, мы должны делать испытание совести, не попадаем ли мы тоже под эти слова Иисуса Христа.
И сегодня, как и много раз, когда мы слушали Евангелие, можно сказать, что Евангелие говорит о Божьем милосердии, о важности совершения, в первую очередь нами, дел милосердия. Мы слышали историю, притчу о богаче и Лазаре. Богач, который не удостоил своим вниманием бедного человека, который жил у него на пороге, то есть о делах милосердия. Вернее, Евангелие показывает нам сегодня неправоту тех людей, которые отказываются от милосердия.И мы даже без того, чтобы делать большие и глубокие размышления, уже из самой притчи, из слов, как они есть, чувствуем, что неправ богач. Неправ был всю свою жизнь и понял это только после смерти.
Но эту притчу, которая изложена языком, особенно понятным людям того времени, когда жил Иисус Христос, мы можем перевести на более современный язык. Вот, богатый человек. Кто такой богатый человек? Только ли человек, не ограниченный в средствах, то есть олигарх? Только ли к нему относятся эти слова?
А мы можем перевести на современный язык и сказать, что этот богач – это просто человек, который преуспел,то есть преуспевающий человек, у которого есть успех. И быть преуспевающим– это то, чего сейчас весь мир ищет, что нам внушают с экрана телевизора, из рекламы – все, чему нас учат: будешь счастливым, если у тебя всё есть. Образы этого успеха – хорошая машина, хорошая квартира, хорошая одежда – все, что заставляет нас, по крайней мере, думать, что мы что мы успешные люди.
А на самом деле этот образ, который мы видим, абсолютно бездуховный, этот образ – одна из форм материализма. Потому что всё это материальные вещи. Это одна из форм эгоизма, себялюбия, потому что преуспевать – что это значит? Что я лучше других, или, по крайней мере, что я очень хорош. Это значит ценить самого себя, в конце концов.
Но посмотрим немножко на чтения, которые литургия нам предлагает: первое чтение пророка Амоса. Пророк Амос критикует вельмож Израиля, царства Израиля. Во времена Амоса царство Израиля – это уже после Соломона – царство еврейское. То есть все евреи разделились на две страны: царство северное – Израиль и Самария и царство южное – Иудея с Иерусалимом во главе. Амос критикует этих вельмож, богатых Израиля. И слова, которые мы слышим, можно принимать, как будто они написаны сейчас для нашего времени.
- Он к ним обращается: «Вы, которые лежите на ложах из слоновой кости» (теперь можем обратиться: «Вы, которые лежите на диване из ИКЕА или откуда-то ещё);
- «и нежитесь на постелях ваших» (с утра – потом можно опоздать на Мессу – понежиться в постели);
- «едите лучших овнов из стада и тельцов с тучного пастбища» (ну, вкусная пища, которую теперь можно купить в супермаркетах или каком-нибудь ресторане, Макдональдсе, в конце концов);
- «поете под звуки гуслей» (можно сказать – караоке), «думаете, что владеете музыкальным орудием, как Давид» (мы думаем, что мы какие-то большие певцы);
- «пьёте из чаш вино, мажетесь наилучшими мастями» (то есть пользуетесь современной косметикой, разными кремами)
- «и не болезнуетете о бедствии Иосифа!» (то есть Иосиф – это соседняя держава, соседняя страна Иудея). Не болезнуете – не болеете о тех, кто нуждается, живете в свое удовольствие и не понимаете, не видите, не замечаете, что рядом живет человек, который нуждается.
О том же Евангелие. Богач не призрел на нищего, который живет под лестницей его дома. Это успешный человек, который не хочет видеть тех и не хочет общения с теми, кто не является успешным, у которых жизнь развалилась. Успешный человек, который предпочитает общаться с кругом людей таких же, как он сам, а не с нищими, как будто боясь, что это как болезнь какая-то, как зараза, как чума, от которой он может сам заразиться. Боится как чумы. И тогда возникает это искушение – желать быть богатым, стремиться быть богатым, чувствовать себя преуспевающим, быть человеком успеха. Можно сравнить это с искушением, в некотором смысле, с искушением быть Богом.
Но такое понимание Бога очень ограниченное. То есть особенная идея Бога, бога как того, кто ни в чем не нуждается, кто властен, всемогущ – может купить все, что угодно; поехать, куда угодно, когда угодно. Такое видение Бога ущербно. Что мы знаем о Боге? А мы знаем о Боге, что это не главное, что Он всемогущ, это не главное, что Он ни в чем не нуждается, а главное в том, что Он милосердный, что Бог призирает на нищего, скорбящих утешает. И тогда, если мы хотим быть похожими на Бога, то мы должны быть похожими на то, что в Боге самое ценное. А это Его любовь, Его милосердие. Мы должны быть похожими на Бога, мы должны быть похожими на Христа. И главное, в чем мы должны быть похожими – проявлять милосердие к нуждающимся.
Второе чтение говорит нам, там есть такие слова о важности подвизаться добрым подвигом веры, держаться вечной жизни, жить верой. Что значит – жить верой? Это значит, что, во-первых, должны прежде всего искать Бога, не просто признавать, что Бог существует. Жить верой означает – пытаться видеть все в том свете, в котором Бог это видит, смотреть на мир глазами Бога. И, конкретно, по нашей теме – смотреть на нашего ближнего, нуждающегося глазами Бога, глазами Христа Милосердного, Который отдал жизнь Свою за нас. Утешитель всех скорбящих. И, значит, мы как верующие люди, должны смотреть на нуждающихся не глазами человека, который хочет быть успешным, не глазами этого богача, который боится нищеты, отверженных, как какой-то заразы, а, наоборот, глазами Бога, Всевышнего, Всемогущего, но и Милосердного, Который ко всем спешит с помощью.
Тогда попросим сегодня дара воспитать в себе это милосердное сердце. Просим этого дара у Бога-Отца Милосердного, у Христа, Его Милосердного Сына. Им со Святым Духом слава во веки веков. Аминь.
о.Андрей Старцев