Несмотря на особые обстоятельства, сегодняшний день праздничный – Воздвижение Святого Креста. Я в начале Мессы из-за волнения не поприветствовал наших гостей, особенно отца Густава Ньето, нового генерального настоятеля Института Воплощенного Слова, к которому принадлежу, отца Иезекииля, отца Орзу, отца Стефана, которые вместе с прихожанами приехали из Ульяновска, чтобы сегодня быть с нами.
И вот сегодня мы торжественно и с радостью хотим возвысить, прославить Крест Господень. Может быть человек, который не близок к религии или вовсе неверующий, задастся вопросом: зачем прославлять крест? Зачем носить крест? Мы можем ответить, что мы не славим любой крест, мы не славим все кресты. Мы славим Крест Иисуса Христа. Потому что в нем открылась безграничная любовь Бога к человеку. Чтобы ответить на этот вопрос: зачем прославлять крест, мы можем исходить из чтений, которые сегодня прочитали. В первом чтении говорится о народе в пути, идущем по пустыне. Это очень красивый образ Церкви Божьей и любой христианской общины – народ в пути. И если думать о тех людях, которые шли по пустыне за Моисеем, то это прежде всего семьи: отцы, матери, дети, дедушки, бабушки – то есть люди всех возрастов. И поэтому им было трудно идти. Образ этого народа, идущего по пустыне, безусловно, помогает нам думать и о Церкви в пути. Наша жизнь часто подобна хождению по пустыне. И вот мы видим семьи, которые ходят по пустыне этого мира. Текст, который сегодня прочитали, рассказывает, что народ стал малодушествовать на пути. Они просто устали, у них не было воды, и каждый день они питались манной. Это чудесная пища, данная Богом. Но каждый день одно и то же. И поэтому в момент кризиса им показалось, что этого мало, и тогда они начали жаловаться даже на Бога, на Моисея: «зачем вывели вы нас из Египта?» Возникло искушение вернуться назад, остановиться, сойти с пути.
И если думать о том, что это наша Церковь, это наши семьи, это наши общины идут по пустыне жизни, в которой случаются и такие моменты, когда многие чувствуют себя уставшими. Устают иногда от пути супружеской жизни, семейной жизни. Тогда начинаются эти вопросы: «Зачем? Зачем быть вместе, если любви уже нет? Зачем стараться?» И иногда этот хлеб повседневной жизни, эти отношения повседневной жизни становятся нам невкусными или безвкусными, и хочется уже уйти. «Зачем? Зачем идти дальше?»
И вот в этот момент, когда они были растеряны, Библия рассказывает, что подошли ядовитые змеи, которые жалили людей, и много погибло. И тогда они раскаялись. Народ подошел к Моисею и просил, чтобы он помолился Богу, чтобы Он убрал этих змей. И Моисей помолился Господу, и Господь послал исцеление, сказав: «сделай себе медного змея и выставь его на знамя, и ужаленный, взглянув на него, останется жив. И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив» (Числа 21,9). Обратите внимание на этот символ, Бог не уничтожил змей, но Он дал противоядие, исцеление. Через этого медного змея, сделанного Моисеем, Бог исцеляет, посылает силу исцеления, которая есть Его милосердие. Милосердие Бога, которое сильнее всякого яда, всякого греха, всякого зла. Надо всегда об этом помнить. Много будет искушения сойти с пути: веры, семейной жизни, супружеской жизни. Смотрите на Крест.
Иисус Христос, другими словами Евангелия, которое мы сегодня прочитали, сказал:«этот символ, о котором читали в Ветхом Завете, говорит обо Мне». Сегодня услышали эти слова: «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного» (Ин 3, 16). Отец отдал Сына, чтобы спасти нас. И это повлекло за собой смерть Христа, смерть на Кресте. Зачем? Зачем нужен был Крест? Почему нужен был Крест? А потому что грех – это злой яд, это зло, которое порабощает нас. И Крест Христов выражает две вещи: с одной стороны, отрицательную силу зла, но с другой стороны – силу милосердия Бога. И даже если кажется, что Крест утверждает, что Иисусу не удалось ничего сделать, – на самом деле Крест указывает на победу Христа. На Голгофе смеялись над Иисусом, говоря: «Если Ты Сын Божий, сойди с креста» (Мф 27, 40). Но правда в обратном. Именно потому, что Иисус – Сын Божий, Он находился там, на Кресте, верным Богу до конца, верным замыслу любви Бога к человеку.
И поэтому Бог Его превознес и дал Ему имя выше всякого имени. И когда мы поднимаем наш взгляд на Крест, мы именно это должны видеть: этот знак – символ Божьей любви, бесконечной любви Бога к каждому из нас, источник нашего спасения, нашей надежды. Из Креста Господня вытекает милосердие Отца, которое обнимает весь мир. Посредством Креста Господня лукавый был побежден, смерть была поражена, была дана нам жизнь и возвращена надежда. И вот это важно – посредством Креста Господня возвращена нам надежда.
На днях меня спросили: «какое значение имеют в этой росписи две горящие лампады (точнее они говорили – эти горящие сердечки). Кто-то смотрит на сердце, кто-то на лампаду. Я ответил, что эти две лампады в замысле художника означают веру и надежду. И вера, и надежда горят, потому что Христос Крестом Своим вернул нам надежду и веру. И тогда спросили: «а где же любовь?». А вот любовь, Крест же. Это есть знак любви. Высший знак любви Бога к человеку. И потому слова, которые находятся над Крестом: AVE CRUX SPES UNICA – ДА ЗДРАВСТВУЕТ КРЕСТ, ЕДИНСТВЕННАЯ НАША НАДЕЖДА. И вот почему Церковь славит, почему возвышает Крест Господень. Вот почему христиане благословляемы знаком Креста. Мы не славим любой крест, все кресты. Мы славим Крест Господень – символ Божьей любви к человеку, знак нашего спасения, путь к воскресению. Это наша надежда. Да здравствует Крест – единственная наша надежда!
И на Голгофе, у подножия Креста была Мария. Ей мы поручаем самих себя, поручаем ей настоящее и будущее нашего прихода, чтобы все могли открыть и принять всегда это послание любви и спасения Креста Господня. Папа Франциск в послании Evangelii gaudium написал: «На Кресте, когда Христос испытывал в своей плоти драматичное столкновение между грехом мира и Божественной милостью, для Него было утешением видеть у Своих ног Мать и друга. В этот ключевой момент, прежде чем объявить, что выполнено задание, порученное Ему Отцом, Иисус сказал Марии: «Жено! Се сын Твой!» А потом – любимому другу: «Се, Матерь твоя» (Ин 19, 26-27). Эти слова Иисуса, прозвучавшие на пороге смерти, служат в первую очередь не выражением сострадательной заботы о матери, а представляют собой формулировку откровения о тайне особой спасительной миссии. Иисус оставил нам Свою Матерь в качестве нашей Матери. Лишь сделав это, Он понял, что «уже всё совершилось (Ин 19, 28). У подножия креста в высший час нового творения, Христос приводит нас к Марии. Приводит нас к Ней, потому что не хочет, чтобы мы ходили без матери. (Evangelii Gaudium 285).
о. Диогенес Уркиза, настоятель прихода Воздвижение Святого Креста с 22 сентября 1997 по 18 сентября 2016 года.