IMG_7106В конце ноября-начале декабря 2013 года с большой группой прихожан из разных городов нашей епархии (около 40 человек), возглавляемые нашим настоятелем о. Диогенесом и о. Михаилом из Саратова, мы совершили паломничество в Рим. Одной из целей нашей поездки, помимо молитвы с Папой Франциском, было посещение Сан-Джованни Ротондо, места, где покоятся мощи Святого Падре Пио. Сегодня, 23 сентября, в день его памяти, хочется поделиться воспоминаниями об этом потрясающем месте.

2 декабря 2013 года мы отправились в Сан-Джованни Ротондо, место служения нашего знаменитого святого-современника, падре Пио. По дороге смотрели в окна, где в хмурую погоду казалось, что черные горы как будто дымятся – а на самом деле над ними просто клубился туман. И. конечно, слушали  рассказ отца Диогенеса о падре Пио…

Ppiobona-500x330«Он разговаривал с Иисусом с детства, но думал, что это это  естественно для всех. В 16 лет его приняли в францисканский монастырь в провинции Беневенто и он начал подготовку к монашеской жизни. Главным препятствием для жизни в монастыре было его плохое здоровье. В течение своей жизни время от времени он вынужден был возвращаться домой. Болезнь стала для святого настоящим испытанием.  Однажды одна женщина спросила его: «Мой родственник уже 2 года страдает. Я не знаю, чем утешить его»? Падре Пио ответил ей: «Скажите ему, что я уже 60 лет плохо себя чувствую».

Падре Пио было 18 лет, когда он впервые почувствовал стигматы.  В 1910 г он стал священником.  Из Беневетто его перевели в Сан Джованни Ротондо, предположив, что горы и море, хороший воздух пойдут ему на  пользу. С 1916 -1968 он  служит в Сан-Джованни Ротондо.

В течение своей жизни падре Пио  ощущал  присутствие дьявола, который  неоднократно  не давал ему спать. Монахи из келий по соседству слышали, как он ругался и боролся с нечистым, а после таких ночей на теле монаха замечали синяки.

Его стигматы стали видны в 1918 году. К этому времени он прославился как проповедник и люди потянулись отовсюду к нему. Ему пришлось нести еще и другой крест – непонимание со стороны собратьев, со стороны церкви, которые посчитали, что он ищет славу для себя, что в нем есть гордыня. Ему запретили участвовать в публичных богослужениях. Он не мог больше служить Мессу с народом, не мог проповедовать. В этой сложной для священника ситуации он проявил смирение. Когда же  запреты сняли, он каждый день выходил на площадь, чтобы приветствовать людей, которые собирались  к нему. Один человек с радостью тогда сказал ему, поздравляя его: «Отец, все Ваши враги разоблачены!», на что он ответил: «А у меня нет врагов».

Помимо стигматов , падре Пио носил также рану в сердце, как у Иисуса.

При всей исключительности своей богоизбранности, это был очень простой человек, сохраняющий чувство юмора в любой ситуации. Однажды кто-то в монастыре сказал ему – «Наверно, раны Христа появились у вас, потому, что вы очень много думаете о нашем Спасителе!» На что падре Пио ответил: «Даже если вы очень много будете думать об одном быке, у вас не вырастут рога!»

От него остались великие дела, такие, как группы молитвы. Он предвидел,  что в наше время  будет не так легко для людей молиться, что молитв с каждым годом будет все меньше… И он организовал группы, которые так и называются — группы отца Пио. Сейчас они уже являются движением. Эти люди собираются вместе, чтобы молиться по домам или в приходах.

Другим таким великим делом было создание Дома для облегчения страданий (Casa Sollievo della Sofferenza), т.е. больницы. Сейчас это большой комплекс, куда приезжают лечиться люди даже из-за границы. Для создания этого Дома падре Пио потратил много сил, он любил повторять – в каждом кирпиче этого дома – моя кровь.

У него было много друзей, в том числе кардинал Войтыла, будущий папа Иоанн Павел II. Одно из чудес, которое стало причиной его канонизации, случилось по ходатайству Иоанна Павла II. Он попросил падре Пио молиться за одну его знакомую. У нее была безнадежная опухоль. Однако по молитве отца Пио она исцелилась.

Со всей Италии и из-за границы  к нему собирались люди  на исповедь. Падре Пио Бог дал дар видеть души людей насквозь, во время исповеди он часто  указывал людям еще на грехи, которые они забыли упомянуть, или боялись открыть их от от волнения.

У него был дар телепортации. Люди видели его в разных уголках мира, в том числе в Латинской Америке, в Ургугвае – там, где, он никогда в реальности не был.

Люди стремятся в Сан Джованни Ротондо по разным причинам – одни в поисках исцеления, другие –  чтобы получить мир Божий.»

Приехав в Сан-Джованнии Ротондо, мы подошли к монастырю капуцинов, где падре Пио жил с сентября 1916 до своей смерти в сентябре 1968 года. Рядом с ним находится небольшая, но очень красивая церковь Santa Maria delle Grazie, со старинной одноименной иконой, которая является покровителем города.  Раньше здесь была церковь 17 века «Мария дельи Анджели», которая заново была открыта в 1959 г. стараниями падре Пио . Позже, когда потоки паломников начали прибывать, рядом выстроили новую церковь, тоже в честь образа Мария делле Грацие.  Над центральным алтарем в этой церкви высится  мозаика, повторяющая облик старой иконы, и внизу к ней уже воздевает руки сам падре Пио (его добавили позже к этому изображению). Также в этой церкви удивили образы современных праведников – папы Иоанна Павла II и Матери Терезы Калькуттской. Недалеко от церкви мы увидели Дом облегчения страданий, который сейчас уже представляет из себя большой современный больничный комплекс.

IMG_7109После мы отправились в поразивший нас современный храм Сан Пио. Он создан  по проекту архитектора Ренцо Пьяно, это огромное модернисткое сооружение, снаружи напоминающее морскую раковину.

IMG_7137

Вместительностью он рассчитан на 7 тысяч человек. Внутри он состоит из двух храмов, верхнего и нижнего, по аналогии с храмом Сан Франческо в Ассизи. Верхний храм содержит орган, его интерьер мало напоминает церковь, скорее сходство есть с  большим органным залом консерватории, со множеством скамеек, единственное украшение которого –  странноватый витраж на  тему Апокалипсиса.

IMG_7160

После осмотра верхнего храма мы зашли в часовню Святых даров, где посмотрели фрески современных художников, совсем недавно завершенные.

IMG_7166

И затем спустились в нижний храм, который, собственно, и был целью нашего паломничества, поскольку там покоятся мощи святого о. Пио. По задумке создателей этого храма, каждый, кто хочет приблизиться к святыне, должен пройти по коридору, украшенному мозаикой на темы размышлений о жизни Иисуса Христа и двух капуцинов – святого Франциска и святого падре Пио. Мозаики созданы художниками из мастерской Centro Aletti, которую мы посетили.

Смысл этих мозаик очень глубокий, богословский – они рассуждают  о призвании этих Святых, о том, как Христос действовал через них в течение их жизни; о духовной борьбе, об истинной природе зла, о невозможности побороть его своими силами, без Христа. Многие мозаики посвящены действительным эпизодам жизни Св. Франциска и падре Пио, например, падре Пио приносит хлеб и вино заключенному кардиналу (Миндсенти?), чтобы тот мог служить мессу в тюрьме. Показывают Святого Франциска, проповедующего птицам, и падре Пио, исповедующего заочно, по письмам… Очень напоминает этот замысел фресок в базилике Сан Франческо, рассказывающих о жизни Иисуса и Св. Франциска. Но только мозаики, хоть и выполнены в несколько примитивном, слегка детском стиле, гораздо более напряжены, и действительно готовят человека, приближающегося к телу падре Пио.

IMG_7243

Пройдя по коридору с мозаиками, мы очутились в небольшом зале, слепяще блиставшем золотом (наверно та же мозаика), и в ней обнаружили в стеклянной витрине на мраморном алтаре тело падре Пио. Глядя на него, невольно думаешь о том, что он выглядит как покойник, который умер несколько часов назад, и тело его заботливо подготовлено к погребению – он в новой рясе, на ногах коричневые новые сандалии, на голову наброшен капюшон, заботливо завязан францисканский пояс…

IMG_7245Смотря в его лицо, замечаешь, что ты этого человека хорошо знаешь, и он точно такой, как на тех медальонах и статуэтках, которые уже успели купить в Риме, и который помнили по образочкам и книгам. Вздернутая кверху седая борода, сдвинутые брови, вырез ноздрей тоже такой знакомый, резкий. Ощущение нестерпимой боли – вот выражение его лица, и этим же ощущением пропитан весь этот  бликующий зал. Конечно, мы сразу бросились на колени, и стали просить, просить, просить… Доставать списки со всеми нашими больными и здоровыми людьми, которые мы с собой принесли. Неловким почерком пытаться тут же, на тумбочке рядом, написать святому письма, и бросить их в витрину под его тело. Наверно, за 7 дней хождений по Риму новизна молитвы  у  бесконечной череды  черепов, мощей и  реликвий великих святых у нас несколько притупилась – человек ко всему привыкает, даже к большим милостям Бога. Но молиться у нетленного тела, выставленного напоказ – к этому привыкнуть невозможно, это доставляет и сильную боль, и восторг одновременно. Хотя сам падре Пио, поговаривают, хотел «лишь немного земли, чтобы отдохнуть»….

Мессу наши отцы служили в новой церкви Делле Грацие, в часовне, где раньше  хранилось тело Падре Пио.

Роза Шарипова,
(Приходской вестник №49, декабрь 2013)