IMG_2473-2

Все отрывки Священного Писания, которые предлагает сегодня литургия, имеют общую тему – милосердие Божие.

В первом чтении мы видим трогательный момент, когда Моисей стоит перед Богом и ходатайствует за народ, чтобы Бог не наказывал народ за неверность и начинает говорить: вспомни Твое милосердие, Твою доброту.

«…да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой» (Исх 32, 11).

Слушая это чтение можно понять значимость священника, которого сегодня объявляют блаженным – отца Владислава Буковинского. Его можно назвать новым Моисеем, который в тяжелые времена преследований стоял перед Богом, говоря те же самые слова:

«да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой». Вспомни Твое милосердие! И он – новый Моисей. Это первое чтение.

Второе чтение – это апостол Павел, который говорит: «смотрите на меня! То есть, если хотите понять, что такое милосердие Божие, – смотрите на меня. Смотрите, что милосердие Божие может делать, когда ты веришь в милосердие, когда ты веришь в Божию любовь.

Я, «который прежде был хулитель и гонитель и обидчик, но помилован» (1 Тим 1, 13).

Бог смотрел на меня с любовью, с милосердием. Я поверил в Его милосердие и стал апостолом».

И как будто в заключение, вершина этих библейских текстов – 15 глава Евангелия от Луки, где читаем три притчи о Божьем милосердии.

Есть одно слово, которое чаще всего повторяется в этих притчах. Это слово – радость. Потому что все три притчи говорят о радости Бога.

И первый вывод, который надо делать, – Бог радостный, Бог веселый.

Я не знаю, каким представляете Вы Бога. Но из этих притч выходит, что Бог – радостный, веселый.  Чему Он радуется? Бог радуется, когда имеет возможность прощать. Выражаемая в этих притчах радость пастыря, который находит овцу; радость женщины, которая нашла драгоценную для нее драхму; радость отца, когда он видит, что сын возвращается домой – сын, которого все считали мертвым. И в этом все Евангелие – в этой радости. Отрадно сегодня думать, что эта притча читается по всему миру, на всех возможных языках люди слушают о радости Божьей, о милосердии Божьем. Мы можем молиться, чтобы как можно больше людей  открывали свои сердца, чтобы верить в милосердие Божье – потому что в этом Евангелие, в этом христианство.

И это не какая-то сентиментальность – представить себе Бога веселым, радостным, всепрощающим. Но дело в том, что милосердие – это единственная сила, которая может спасти человека и может спасти мир от злокачественной опухоли, которой является грех. Грех – это смертельная болезнь. Потому что только милосердие, только любовь могут заполнить все пустоты, только милосердие, только любовь могут перебороть, изменить все эти негативные силы и тенденции, которые открывают зло в нашем сердце, в нашей жизни и истории. И Бог этому радуется. Иисус, говоря эти притчи, на самом деле представляет нам Отца, представляет также и Себя, потому, что Иисус есть воплощение милосердия Бога. В Иисусе всё есть любовь. Это Бог, который стал человеком. И каждый из нас является той потерянной овцой, каждый из нас –та потерянная драхма, каждый из нас – тот блудный сын, который расточил свою свободу, следуя за фальшивыми идолами, за иллюзиями и, возможно, все потерял.

Но Бог не забывает нас. Он – Отец, Который никогда не забывает нас, всегда терпеливо ждет, уважает нашу свободу и остается всегда верным, а когда возвращаемся, принимает нас как детей в свой дом. И ни на секунду не перестает нас любить. Более того, в Его сердце праздник, когда Его дети возвращаются к Нему, когда каждый из них возвращается

Но есть в этой притче одна опасность. Она представлена в старшем сыне, потому что опасность в том, что мы можем считать себя праведными, и начинаем судить, осуждать других, как это сделал старший сын. Обратили внимание, сколько зависти, сколько печали в словах старшего сына, когда он говорит: «Ну вот, я столько лет с тобой, а ты даже и козленка мне не дал, чтобы…» Не может видеть, не может понять эту радость отца в отношении блудного сына, младшего брата. И в этом опасность для всех нас, если мы считаем себя праведными и начинаем осуждать других. Он сильно осуждал своего брата: «Вот он потратил все с блудницами, а ты его принимаешь. Он такой плохой, а ты для него устраиваешь праздник». Так иногда и мы можем повторять поведение старшего сына, когда осуждаем других. И  эта притча как предупреждение нам: смотрите, чтобы не поддаться этому искушению.

Иногда это бывает, когда мы думаем, что Бог, раз Он справедлив,  должен наказать грешников и не должен прощать. И таким образом, мы тоже рискуем остаться вне дома Отца. Видите, этот Год Милосердия тоже имеет это значение, потому что девиз года: «Милосердны, как Отец». То есть должно, как говорит Иисус, быть общение между нами и Богом, и это общение через милосердие, когда это милосердие Отца к грешникам становится нашим. Потому что, если в нашем сердце нет милосердия, нет радости о прощении, то мы не в общении с Богом, не в общении с Отцом. И это тоже бывает, когда думаем, что спасение в соблюдении заповедей, а о милосердии и любви забываем. Апостол Павел говорит, что кто любит Бога, любит ближних, тот исполняет весь закон. И пророк: «любовь к Богу, любовь к ближним – именно в этом исполнение заповедей.

Об этом задумаемся сегодня в этой радости Божьей, которая всегда ждет нас. И, исходя из этой притчи, понимаем, почему Иисус сказал, что не по-христиански думать: «Око за око, глаз за глаз». Справедливость Бога, действительно, может спасти нас, но справедливость Бога Он показал на Кресте. Суд Божий, на самом деле, Он показал на Кресте, Он отдал Свою жизнь. И если спросить: «Каким образом Бог судит нас?» Отдал Свою жизнь за нас. Это наивысший акт справедливости Бога. И Он хочет, чтобы мы шли за Ним в этом. Быть милосердными, как Отец милосерд. Поэтому сегодня, сейчас же  мы должны думать: «Есть люди, на которых я в обиде, с которыми не хочу говорить, не хочу здороваться, не хочу общаться, не хочу видеть, потому что обижен». Помолимся за них. Попробуем, действительно, быть милосердными со всеми. Милосердны, как Отец. Пусть будет перед вашими глазами этот образ Отца, который с радостью принимает сына и попробуем и мы тоже мириться со всеми, чтобы быть милосердными, как Отец.

о.Диогенес