sunday-night-appearance
В чтениях этого воскресенья мы находим учение прежде всего о смирении, а также о бескорыстной щедрости. В особенности им посвящен отрывок Евангелия, который открывает нам личность Иисуса – Учителя.

Очень часто мы находим в Библии, что и ученики, и другие люди, которые следовали за Иисусом, называли Его Учителем. Здесь мы видим Иисуса – Учителя в действии. С другой стороны то, чему Он учит, проверяет нашу готовность слушаться Его, принять Его учение. Очень часто в христианстве, в частности в католицизме, нам нравятся определенные элементы, из-за которых мы и приходим в Церковь, приходим к Иисусу, но это, к сожалению, не означает, что мы готовы принять все, чему  учит Иисус.

Зачастую мы мало знакомы с сутью учения Иисуса. А ведь чтобы стать Его учеником, на самом деле требуется пересмотреть всю нашу жизнь, наш подход к разным жизненным ситуациям. И вот то, чему Иисус сегодня учит – это один из тех моментов, которые могут позволить нам понять, где на самом деле мы стои́м  как ученики Христа. Потому что то, чему Иисус учит, может быть, звучит красиво, но согласиться жить так очень непросто.

Относительно смирения. Когда Иисус, смотря, как люди себя ведут на этом пире доме, куда Его пригласили, замечает, что все стараются занять самые почетные места. И Он воспользовался как Учитель этой ситуацией и сказал самым близким, тем, кто открыт был тому, чему Он хотел учить:

«когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почётнее тебя, и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: «уступи ему место». (Лк 14, 8-9) И тогда тебе будет стыдно, а ты наоборот «садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: «друг! пересядь выше». Тогда будет тебе честь перед сидящими с тобою» (Лк 14, 10).

Оказаться первым все-таки нетрудно, но не этому, а смирению учит нас Иисус. Занять  последнее место, стараться быть не особенно заметным – согласитесь,  это не то, что мы обычно делаем, к чему мы стремимся в жизни.

Логика, мудрость этого мира, учат нас обратному: ты должен себя показать, и таким образом воспитывается в нас жажда почета, славы. А Иисус нам говорит, что путь любви – это смирение. Смиренный человек – тот, который умеет правильно оценивать ситуацию, правильно оценивать свои способности и ему проще найти свое место. Если смотреть, почему столько конфликтов в нашей повседневной жизни, то это просто потому, что нам трудно уступить первое место. В беседах, даже когда наши мнения не совпадают, всегда хотим занять первые места, быть первыми во всем и принимаем за унижение то, что на самом деле, является путем к миру, к любви. Вот это первый подход, который Иисус хотел, чтобы все мы, все Его ученики, сделали своим.

Остановитесь на минуту и подумайте, насколько меньше было бы конфликтов, насколько больше взаимопонимания, если бы мы в нашей повседневной жизни постарались воплотить это учение Иисуса и смиренно себя вести. Вот те золотые слова, которые мы услышали в первом чтении:

«веди дела твои с кротостью, и будешь любим богоугодным человеком. Сколько ты велик, столько смиряйся, и найдёшь благодать у Господа» (Сир 4, 17-18).

Смиренным Господь дает благодать, смиренных Господь возвышает. Дай, чтобы Господь тебя возвысил, а не ты сам себя. И это касается всех областей нашей жизни: и в семейной жизни, и на работе, и где бы мы ни были. Вот это по-настоящему мудрое поведение. И это тоже путь к любви. Только смиренный может познать истину о себе, о других, о Боге. Только смиренный может ходить в истине. Гордый всегда будет ходить не в истине, потому что не знает себя, считает себя всегда первым, выше других. И может быть остается нам этот вопрос: «Насколько я как крещеный человек, христианин, согласен с этим учением Иисуса? Готов ли я постараться вести себя так всегда, везде?

«Сколько ты велик, столько смиряйся, и найдёшь благодать у Господа» (Сир 4, 18).

А второй подход к жизни, который Иисус хотел бы видеть в нас – это бескорыстная щедрость. И поэтому сказал в этом отрывке Евангелия: «когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния. Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых: и блажен будешь, что они не могут воздать тебе; ибо воздастся тебе в воскресение праведных» (Лк 14, 12-14). Странные слова Иисуса. Странные – потому что, когда мы организуем какие-то праздники: дни рождения, свадьбы, зовем  самых близких.

Однако бывает так, что в нашей корысти, жадности и так далее мы , куда приглашаем на праздники тех, от которых потом ждем чего-то, хотим их задобрить каким-то образом, завоевать расположение. А Иисус говорит: «Не делай так!» И Он дает нам ключ, потому что сказал: «Ты получишь вознаграждение в день воскресения праведных». И это такой призыв, приглашение к тому, чтобы быть щедрыми. Другими словами Он говорит: «Чтобы тебе было хорошо в жизни, чтобы ты чувствовал себя реализовавшимся человеком, отдавай, а не старайся всегда только получать».

Только тот, кто научится давать, и будет всегда стараться делать других счастливыми – тот блаженный. А тот, кто будет стараться от всего получить выгоду, никогда не будет мирным, спокойным, уравновешенным. Появится у него зависть, станет жестоким. И вот этому Иисус учит – щедрости. Во всем, речь идет не только о материальных вещах, хотя если есть, что давать, – будь щедрым. Речь идет обо всем. Тогда будешь счастливым и получишь вознаграждение в день воскресения праведных. И вот смотрите: «зови нищих, увечных, хромых, слепых» (Лк 14, 14). Казалось бы, эти люди несчастны, а как видим, именно в них ключ к счастью.

Продолжая эту Святую Мессу, помолимся о смиренных, чтобы Господь помог нам на самом деле изменить наш взгляд, стать Его учениками в полном смысле этого слова, принимая это учение и стараясь воплотить в жизнь то, что Иисус хотел бы видеть в каждом из нас. И тогда в нашей жизни однозначно будет намного больше спокойствия, мира, взаимопонимания, намного меньше конфликтов, намного больше радости. Пусть Господь даст нам смирение вести себя в жизни щедро, бескорыстно.

о.Диогенес