21-ned-cСегодня Иисус задает вопрос, который по-настоящему беспокоил и людей Его времени, и многих сегодня: «Господи! Неужели мало спасающихся»? (Лк 13,22).

Когда мы наблюдаем, например, человека, который часто ходит в храм, молится, то понимаем, что ему могут сказать: «Если ты не спасёшься, то я не знаю, кто может спастись». То же самое, когда мы видим, что человек постоянно читает Розарий, ходит с четками в руках, участвует в паломничествах, то думаем, что этот человек уж точно спасется.

А один человек, размышляя о своей матери, предположил, что она уже заслужила спасение для себя и всего поколения. И спокойно не ходил в храм, думая, что его мама уже вымолила всех своих детей.

Христиан порой посещают подобные мысли относительно спасения, есть искушение связать его с какими-то молитвами, посещением храма. И есть слова святого Альфонса, которые вошли в сознание верующих: «Кто молится, тот спасается, кто не молится, тот осужден будет». Однако было бы слишком просто, если бы всё было именно так.

Многие люди стараются в воскресение участвовать в Святой Мессе, особенно пожилые (это становится проще, когда ты выходишь на пенсию), по возможности участвовать в каком-то паломничестве, предполагая, что когда-то наступит момент, и врата рая откроются, чтобы впустить их.

Но однажды они придут на воскресную Мессу и услышат отрывок Евангелия, где Иисус говорит, что двери, оказывается, тесные и могут оказаться закрытыми, потому что хозяин заранее их закрыл.

Может прийти и такая мысль: «Ничего страшного, что закрыто, Он же знает нас, мы же ходим каждое воскресение в храм, молимся. Постучимся, объясним, кто мы и Он откроет». Конечно, это было сказано евреям, в принципе иудеям, которые думали, что они точно спасутся, потому что принадлежат к избранному народу, а вот для язычников эти двери закрыты. А  мы сейчас полагаем, что двери открыты для тех, кто ходит на воскресную Мессу, для тех, кто молится, читает Розарий, а закрыты для тех, кто не пришел, кто не молится, продолжает оставаться в язычестве, не принадлежит ни той, ни другой церкви. Конечно, они останутся за дверями.

Тогда Учитель говорил (слушайте всегда этот ответ): «не знаю вас, откуда вы» (Лк 13,25). И начинаются объяснения: «мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты» (Лк 13,26). То есть мы сколько раз принимали Святое Причастие, слушали Твое слово, мы внимательно слушали проповеди. И почему тогда двери закрыты? И вот эти слова Иисуса – того самого хозяина: «отойдите от Меня, все делатели неправды» (Лк 13,27). То есть двери закрыты не потому, что не ходили в храм, а потому все-таки, что было много несправедливости в поступках, в делах, в жизни.

То, что отдаляет нас от Бога, этой двери (зачастую мы сами  отдаляемся от Бога) – тот факт, что мы часто можем оказаться делателями неправды. То есть двери Рая закрываются перед несправедливостью. А справедливость (если смотреть Катехизис католической церкви) – постоянное служение, чтобы отдавать Богу и ближним то, что им положено. И поэтому понятно, почему иногда мы можем соблюдать церковные заповеди, молиться, но при этом в нашей жизни, в наших отношениях с Богом, ближними бывает много несправедливости и неправды. То есть спасение не в том, насколько часто мы исполним все эти заповеди церковные, как много молитв произнесем, но в справедливом отношении с Богом, в тех отношениях, которые мы сумеем наладить с ближними: отношения справедливости, любви, милосердия.

Вот главное послание Иисуса в этом отрывке Евангелия. То есть другими словами, ходить на мессы в воскресение, молиться много – это помогает, но недостаточно. Быть хорошим верующим во Христа, иметь точную христианскую идентичность – это важно, но недостаточно. Жить так, чтобы между нами и Богом были хорошие отношения, основанные на молитве – это необходимо, но недостаточно. Требуется, кроме этого, – справедливость, то есть справедливые отношения со всеми нашими братьями и сестрами, чтобы каждому дали то, что положено. А перед теми, кто живет по-другому – Осторожно! двери закрываются. Это когда в наших поступках, в отношениях с людьми справедливость отсутствует, тогда не спасет ни молитва, ни соблюдение других заповедей.

Тогда, говорит Иисус: «И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием» (Лк 13,29). Там праздник. В отрывке говорится, эти двери узкие, но в том смысле, что для того, чтобы войти через них, надо стать маленьким, надо быть смиренным.

Просим сегодня, продолжая нашу молитву, искренности, честности с собой, чтобы анализировать наши отношения со всеми: супруги между собой, родители по отношению к детям, дети – по отношению к родителям, работодатели – по отношению к своим подчиненным, кто работает – к остальным. Есть тут, присутствует справедливость между нами? Справедлив ли я по отношению ко всем? Если нет, то тогда надо это исправлять, чтобы не было сюрприза в последний день: придем и дверь закрыта. Пусть Господь даст нам силы, чтобы быть верными, соблюдать заповеди и молиться, ходить в храм, но прежде всего, чтобы нести правду, справедливость во все наши отношения и с Богом, и с людьми.

о.Диогенес