Этот отрывок Евангелия сегодняшнего дня начинается словами Иисуса: «Огонь пришел я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» (Лк 12,49) Этот огонь, мы уже говорили, прежде всего – Дух Святой. Иисус желает, чтобы Святой Дух был принят всеми и чтобы Он оживотворил нашу христианскую жизнь. Чтобы мы так же, как пророки, горели этим огнем, чтобы наши слова, как и Его слова, тоже зажигали сердца людей. Когда Иисус говорил, свидетельствуют ученики Эммауса, их сердца становились теплыми, горячими: «не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге?» (Лк 24,32), – сказали друг другу ученики Эммауса». И вот, если Святой Дух будет так же действовать в нас, будет принят нами, мы тоже станем пророками, как это требуется от нас по крещению нашему, и будем нести этот огонь любви, надежды, прощения. Иисус говорит: «Как бы Я желал, чтобы все горели этим огнем».

Но чтения сегодняшнего дня показывают и то, что если в сердце людей верующих горит огонь Святого Духа и они являются яркими знаками Христа в этом мире, то одновременно зажигается другой огонь. Это огонь сопротивления, ненависти, преследований, и мы в наше время это видим во многих местах, к сожалению, где происходят гонения на христиан. Это бывает всегда, и об этом говорит Иисус. Когда христиане стараются жить по Евангелию, когда они позволяют Святому Духу руководить ими, то также неизбежно загорается другой огонь – ненависти, преследований.

Это то, что видим в первом чтении, когда пророк Иеремия от имени Господа говорит эти слова с огнем. Он же пророк, исполненный Святого Духа, и говорит от Бога. Но говорит слова непопулярные. Если посмотреть, почему так поступили с ним? Почему его бросили в эту яму? А потому, что Иерусалим был окружен врагами, а Иеремия от имени Господа говорил:« Единственный способ спасти жизнь – это сдаться врагам». И тогда, мы сегодня это слышали, жаловались на него, потому что слова, которые он говорит, делают так, что люди падали духом. И они бросили его в эту яму, чтобы он перестал говорить эти непопулярные вещи. Но он не мог говорить по-другому, потому что это Бог ему велел так говорить: «Если хотите спасти свою жизнь, в данной ситуации нам надо сдаться». И он остается верным Богу, в его сердце горит этот огонь Святого Духа, но поднимается ярость, огонь ненависти к нему, и его хотят убить.

Это повторится и в нашей жизни много раз, если мы так же будем стараться в нашей повседневной жизни оставаться верными Евангелию и говорить то, что Святой Дух вложит в наши сердца. Надо быть готовыми. Но тогда те слова, которые Иисус говорит следом, надо правильно понимать: «Думаете ли вы, что Я пришёл дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение. Ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трёх. Отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей» (Лк 12, 51-53).

Как можно так сказать? Неужели Иисус – не тот, про Которого Ангелы пели в день Рождества: «Мир земле»? Неужели Иисус -не тот, Который сказал ученикам Своим: «Мир мой даю вам»? Как это Он сейчас говорит, что не пришел дать мир земле? Эти слова надо понимать, учитывая все то, что Иисус говорит в этом отрывке и в других. Мир для Иисуса – не просто равновесие сил. Не то состояние, когда люди ничего не делают и мирно живут, потому что боятся. Не такой мир Иисус принес на землю. Мир, который дает Иисус и который только Он может дать, является плодом борьбы против зла, против греха. Этот мир человек может ощущать в своей душе после того, как вытащил из своего сердца зло, ненависть.

Многие это понимают: когда мы не можем простить, когда ненавидим, когда раздражаемся и не боремся против этого – мира нет. А как только открываешь свое сердце к прощению, например, через исповедь, – ощущаешь этот мир. Об этом мире Иисус говорит. Не о том мире, который можно понять, как просто тишину и спокойствие, потому что есть какое-то равновесие сил. Нет, это мир, который требует боя против зла, против греха. И этот мир, эта верность Богу, заповедям, могут приводить к тому, что в нашем окружении будут возникать эти гонения: «Зачем ты так поступаешь? Зачем ты молишься? Зачем ты делаешь добро? Зачем ты делишься тем, что имеешь? Не будь глупым! Тобою пользуются!»

И вот начинается недопонимание и призывы, чтобы человек хранил свои силы, свои умения, свои способности только для себя, чтобы ни с кем не делился, чтобы не был щедрым. Вот о каком мире говорит Иисус. Действительно – жизнь по заповедям, следование за Христом обязательно поднимут бунт в нашем окружении, иногда в семье. Мне кажется, что среди нас многие это испытывают: желают жить правильно, молиться, но не находят поддержки у близких, а иногда даже встречают сопротивление: «Отстань со своими молитвами, ну, перестань, надоел уже». Бывает и так. Вот о чем Иисус. Иисус призывает быть к этому готовыми.

В ваших сердцах этот огонь должен все-таки гореть. Не позволяйте, чтобы украли у вас этот огонь. Защищайте его, как говорится в день нашего Крещения, когда передают нам горящую свечу. Защитите этот огонь. Пусть всегда горит. Имейте в виду, что делать так, чтобы этот огонь всегда горел, будет нелегко. Другими словами Иисус говорит: «Христианская жизнь, это знаете ли, не украшение в доме, которое может быть или не быть. Вера – как об этом читали во втором чтении – это не просто украшение для вашей жизни. Она будет требовать от вас много. Готовьтесь защищать этот огонь

Сегодня размышляя над этими словами всей душой, всей нашей верой, просим Иисуса, чтобы Он ниспослал на нас этот огонь, который Он пришел низвести на землю.

о.Диогенес

Иллюстрация: фотография Кристин Эллджер (christine ellger)