В этом отрывке Евангелия сегодняшнего дня мы три раза разными словами слушали этот призыв: «Будьте же и вы готовы» (Лк 12,40). К чему быть готовыми? – К встрече, к сиянию встречи. Но к встрече не с таким Богом, который придет, чтобы наказать; который желает лишь нашей жизни; который пугает нас. Но с Богом, который готов сам служить нам.

Когда читаешь этот отрывок Евангелия, то могут испугать те слова, когда говорится, что придет тот час, когда ты не думаешь о нем. Но здесь, наверное, самое главное, что Иисус хотел сказать, что Бог придет. Господь придет второй раз, и если найдет нас служащими ближним нашим, то сам «препояшется, и посадит» нас, «и, подходя, станет служить» нам.

Мы готовимся к такой встрече с Господом, с Богом, Который перед человеком преклоняется, образно говоря. С любовью, с уважением, с благодарностью. Мы обычно думаем, что это человек должен быть всегда благодарен Богу – и это правда. Но, видите, также и Бог, потому что Иисус дает понять, что если найдет нас служащими братьям нашим, то Он поблагодарит нас и станет служить нам, «он препояшется, и посадит их, и, подходя, станет служить им» (Лк 12,37).

Эта притча, эти слова Иисуса открывают нам лицо Бога, это откровение об истинном Боге. Думаю, что вершина этого откровения, этой притчи – именно этот момент, когда Иисус говорит эти слова. Когда Господь становится нашим служителем: «он препояшется, и посадит их, и, подходя, станет служить им» (Лк 12,37). И мы именно к такой встрече готовимся. И также здесь мы читаем: «если придёт во вторую стражу, и в третью стражу придёт, и найдёт их так, то блаженны рабы те» (Лк 12,38). Он начнет служить нам. Потому, что видя это, Он останется довольным. И, действительно, наше служение в этой жизни должно быть таковым, чтобы то, что мы делаем, понравилось Богу. Чтобы, когда Он придет, остался доволен тем, что мы делаем, и как мы это делаем.

От служителей в притче не требовалось, чтобы они бодрствовали и до третьего царства. Они могли бы ложиться спать раньше, но если они будут ждать возвращения господина, то сделают это не потому, что боятся его, а потому что любят. Служение, о котором Иисус говорит здесь – это не обязанность, это плюс. И вот вопрос, который может возникать у нас: «Готов ли я делать из-за любви к Господу этот плюс ради братьев моих, ради ближних моих, родных моих?»

Таким образом, до последнего ждет тот, кто любит, кто желает этой встречи. И вот смотрит на часы, потому что желает встречи с теми, кто любит. Во время этой поездки я получал несколько раз такие сообщения, что соскучились. Потому что есть любовь. Я имею в виду, что мамы с нетерпением ожидали возвращения своих детей, с какой радостью. Потому что любят. И это тоже должно быть понятно нам: каким образом ждать Иисуса. Эти рабы не пошли спать, как могли бы, потому что любовь держала их бодрствующими, до последнего. Ждали момента, когда можно будет обниматься. «Там, где сокровище ваше, там и сердце ваше будет» (Лк 12,34).

Это сокровище – Сам Господь. В книге песнопений написано: «Я сплю, а сердце мое бодрствует» (Песн. 5,2). Потому что мое сердце там, где сокровище, с Господом. Неверный раб, о котором тоже говорится в этом отрывке Евангелия – это тот, для которого сокровище – это его удовольствие, власть и который пользуется задержкой господина, чтобы начинать бить служанок, веселиться, пить. Это тот раб, для которого сокровища – это вещи, имущество, богатство. Но он поймет, что в тот момент, когда он приносил печаль другим людям, когда он унижал других, на самом деле – самому себе делал плохо, самого себя унижал. И вот это будет сюрприз в последний день. И это то, что Иисус открывает сегодня.

Наша жизнь, на самом деле – жизнь, когда мы наполняем ее служением людям, близким. Когда на самом деле наше сокровище – это люди, которым мы призваны служить, любить, за которых переживаем, за которых радуемся. Вот наше истинное сокровище. Но еще большее сокровище – это Сам Господь, Который возложил свою надежду на нас. Это, действительно, счастье – смотреть на Бога таким образом. Это Бог, Который нам говорит: «Мир этот для вас, все для вас. Вы должны стараться внести в этот мир красоту, доброту, заботиться обо всем и обо всех». Он призывает нас также заботиться о том, что в нашем сердце. И тогда в последний день, когда Он придет, – Сам станет нам служить.

Просим тогда Господа, чтобы у нас было такое представление о Боге, чтобы Он Сам стал нашим сокровищем и чтобы мы ждали Его с радостью, с нетерпением. Потому что знаем, что когда Он придет, -придет не с пустыми руками, с полными дарами. Те дары, которые Он дал нам до сегодняшнего дня – это ничего по сравнению с тем, что Он принесет нам ,когда в последний день придет. Пусть Господь укрепит в нас веру в нашего Господа, который так на нас надеется и даст нам желание ждать Его возвращения с нетерпением, потому что мы любим Его.

о.Диогенес