Специально для портала http://gaudete.ru/
13 мая, в торжество Фатимской Богородицы, казанская община сестёр – Служительниц Господа и Девы Матара с радостью приняла в свою духовную семью сестру Марию Святого Лика, которая принесла свои первые обеты в этот день. Мы поговорили с сестрой Святого Лика и с ее наставницей – сестрой Марией Умиления, а также провинциальной настоятельницей сестер Служительниц Господа и Девы Матара в России – сестрой Марией дель Амор Дивино.
СЕСТРА МАРИЯ СВЯТОГО ЛИКА
– Сестра, расскажи немного о себе, о своей семье.
Я родилась в Казахстане, в католической семье. Моя фамилия Визовская, я полька. В советские времена мои бабушка и дедушка со стороны отца ходили в церковь тайно, но сумели сохранить эту веру. Свое религиозное воспитание, конечно, я получила в большей степени от них. Бабушка и дедушка учили меня в детстве молиться на польском языке. В семье между собой также часто говорили по-польски. Когда-то они попали под массовое переселение поляков в Казахстан.
– Как ты поняла, что хочешь уйти в монастырь?
К осознанию своего призвания я шла достаточное количество времени. Я всегда чувствовала, что Бог зовет, призывает меня, но не сразу мне было понятно, к чему именно. В этом мне помогли советы многих священников. Они говорили мне: если ты хочешь быть уверенной в том, чего от тебя хочет Бог, ты должна постоянно быть в поиске и в борьбе. Я много молилась, просила у Бога внешние знаки, и получала их. Однажды я сидела на улице и размышляла об этом, мимо проходили девушки, разговаривая друг с другом. Одна из них громко произнесла: не бойся! И это было как ответ на мой вопрос. Таких знаков было множество, и в какой-то момент я поняла, что мне уже достаточно думать об этом. Я искала знаки и спрашивала советов священников и сестёр из разных конгрегаций и в конце концов поняла – хватит, достаточно. Среди них были и такие, кто говорил мне: Бог будет любить тебя, даже если ты останешься в миру. Я поняла, что никто другой не сделает этот выбор вместо меня. Хочу сказать, что эти поиски, эта борьба не должны слишком затягиваться, потому что от этого очень устаёшь, и в какой-то момент просто можешь перестать искать.
После школы я поступила в медицинский колледж, я фельдшер скорой помощи по образованию, училась 4 года. Я получила этот диплом и отдала своим родителям, уже осознавая, что это не то, чем буду заниматься всю жизнь.
В выбранной мною конгрегации было решено, что обучение послушниц будет проходить в общине сестер в другом городе, не в Омске, где я жила, а в Казани. С казанскими сестрами я познакомилась на молодежной встрече в Казани.
– Тяжело было оторваться от семьи?
В то утро, когда я уезжала к сестрам в Казань, моя мама встала передо мной, как статуя. Она не могла в это поверить. Я обняла, поцеловала её, сказала: «Мама, я ухожу»… и вышла из дома. Это был ужасно тяжелый момент, но когда я ехала в поезде, в моей душе уже был мир. Потому что воля Бога важнее, чем воля родителей.
Приехав в монастырь, первые полгода я сильно скучала по своей семье.
-Насколько реально ты представляла себе монашескую жизнь?
-Я не отдавала себе отчета, как именно все это будет. Предполагала, что это будет молитва, какая-то работа. Но все-таки уже знала главное: монашеская жизнь – это делать то, чего просит от меня Бог. Я счастлива сделать это. Любые открытия о жизни монастыря, которые я получаю, уже находясь здесь – это радость для меня.
– Неужели всё так-таки и в радость? А что трудно?
– Ну конечно, усилия над собой приходиться делать. Мне трудно вставать в 6.30 утра, но в течение дня Бог дает силы, вознаграждает за твои усилия! В моей конгрегации обязателен для изучения испанский язык. Он тоже давался мне с трудом, но постепенно начало получаться и это.
-Ну а принесенные тобою первые обеты – бедности, целомудрия, послушания? Они трудны?
– Послушание – это действительно очень трудно. Но Иисус навык страданиями к послушанию. Конечно, иногда не понимаешь, почему настоятельница требует от тебя что-то сделать, а ты считаешь, что нужно поступить иначе, по-своему, как кажется лучше мне самой. Но проходит время, и осознаешь, что она была права. Не предосудительно высказывать свое мнение, но нельзя действовать вопреки воли настоятельницы, потому что это воля Бога. За то, что жертвуем на земле, нам намного больше воздастся на небе.
Однажды у меня был такой момент внутреннего протеста, когда я постоянно убиралась в одной и той же части храма, в течение длительного времени. Сейчас, преодолевая внутреннее сопротивление в таких случаях, я говорю себе – этого хочет от меня Бог! И сразу становится легче, всё встает на свои места. В эти моменты скуки нужно просто подумать о не том, что ты делаешь, а для Кого ты это делаешь.
О бедности своей я совсем не переживаю, не забочусь об этом, помня слова Иисуса: «Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?». Когда я уезжала из дома, то взяла с собой только один рюкзак и паспорт. Без сожаления оставила свой компьютер, телефон и другие вещи.
– Ты скоро уезжаешь из общины сестер, где проходила первую ступень обучения, и отправляешься в Италию, где продолжишь свою учёбу. Не переживаешь об этом?
– Я немного волнуюсь, потому что это другая страна и другой язык. Но все-таки я уже однажды уехала из дома, отправилась туда, где никого не знала, не представляя, где и как буду жить. Сейчас уже отправляюсь без страха, потому что в Италии та же самая моя конгрегация, у нас по всему миру одна семья, одна духовность.
– Сестра, а что ты пожелаешь тем, кто в монастыре не остался? Ведь в тот период, когда ты была послушницей, кроме тебя были еще и другие девушки, но обеты принесла только ты?
– Я никого не осуждаю. Не всем Бог дает это призвание, кто-то должен стать и хорошими родителями, кто-то может вести посвященную Богу жизнь в миру. Я желаю всем людям, которые еще не определились, не переставать искать. Вы должны достучаться до Бога своими просьбами – покажи мне мой путь! И эти поиски не останутся без плода. Стоять на двух ногах уверено, не смотря на трудности – вот чего я желаю всем людям, это многого стоит, а не колебаться всю жизнь. Постоянное балансирование между чем-то и чем-то забирает много сил. Поэтому я в заключение хочу процитировать о.Дмитрия из Омска: «Лучше пусть Бог устанет от наших просьб, чем мы устанем просить!»
СЕСТРА МАРИЯ УМИЛЕНИЯ
– Сестра, в 2000-х годах ты сама ушла в монастырь, будучи 19-летней студенткой. А сейчас ты уже сама настоятельница, и твоя воспитанница, сестра Святого Лика принесла свои первые обеты. Расскажи, что может помешать человеку ответить на призыв Бога?
– Как мне кажется, незрелость личности – главный фактор, мешающий сделать выбор в пользу Бога, да и вообще хоть какой-либо выбор. Монашеская жизнь требует общечеловеческой зрелости. Сейчас человеку может быть 25 лет, но он ведет себя не как взрослый. Когда перед ребенком ставят два блюда, и спрашивают, чего ты хочешь? Он уверенно ткнет пальцем в то, что ему по вкусу. И на этом, бывает, завершается самостоятельность выбора. Проблема современных молодых людей – это то, что они не могут ни на что решиться в своей жизни, а только и хотят, чтобы за них выбор сделали другие. Что мне сделать? В какой университет поступить, на какую работу пойти? Создать мне семью или отдать жизнь Богу? Решите, пожалуйста, за меня, потому что я боюсь. Потому что я могу ошибиться.
Страх – это тоже важный момент, парализующий волю человека. Папа Франциск говорит, что мы живем в культуре временного. В настоящий момент я пока попробую жениться, попробую пойти в монастырь. Попробую поработать по этой профессии. Людям трудно сделать выбор на всю жизнь. Страх – это момент недоверия к Богу. Сейчас часто нет именно этого упования на Бога. Ещё люди пугаются, что в монастыре им придется отказаться от чего-то, но и в миру нам приходиться отказаться от многого в пользу чего-то одного.
Нужно помнить, что уход в монастырь – это не побег от трудностей жизни, это именно призвание, Бог призывает кого хочет. В сущности, для монахини как и для женщины в миру, остается эта функция супруги и матери, только в качестве невесты Христовой и матери душ.
– А что же поможет ответить на призвание?
– Молитва. В ней к тебе приходит уверенность, что ты не будешь счастлив, если не послушаешь Бога. Бог внушает в сердце человека желание идти за ним и дает благодать. Если Бог от тебя просит чего-то, он всегда взамен дает большее.
СЕСТРА МАРИЯ дель АМОР ДИВИНО
Незрелость личности, мешающая человеку сделать выбор в своей жизни и ответить на призвание – это только один из многих факторов. Во всем мире в обществе теряется христианская культура. Раньше считалось благословением Бога иметь сына-священника и дочь-монахиню. А сейчас на пребывание в монастыре многие люди смотрят как на пустую трату времени.
А что касается незрелости личности – кризис есть, и он касается не только ответа на духовное призвание, но и других аспектов. Сколько молодых сейчас не хотят создавать семью, не хотят нести ответственность за детей. Почему наши родители, несмотря на трудности, все-таки брали на себя обязанности? Кризис призваний, как и кризис семьи – это последствия секуляризации современного общества.
С сестрами беседовала Роза Шарипова,
фото Анастасия КЛЫКОВА