С севера на юг напротив восточной стены Старого Города Иерусалима тянется возвышенность с тремя вершинами, с древних времён засаженная оливковыми деревьями. Она именуется Масличной или Елеонской горой. «Гора Елеонская высока, видно с нее все в городе Иерусалиме, и церковь Святая Святых с нее можно видеть, и до Мертвого моря, и до Иордана, и всю землю по обе стороны Иордана. «Выше всех гор около Иерусалима Елеонская гора», – писал о Масличной горе игумен Даниил, черниговский монах, посетивший эти места в XII в.
В Библии Масличная гора упоминается не один раз. Отсюда, согласно книге пророка Захарии, должно начаться Воскресение мёртвых, сюда поднимался, чтобы помолиться в тишине, Иисус Христос, сюда Он привёл своих учеников после Крестной муки и Воскресения, и здесь произошло событие, подробнее всего описанное евангелистом Лукой в книге Деяний Святых Апостолов: «…Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознёсшийся от вас на небо, придёт таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо».
Лука называет и точное время Вознесения – сороковой день после Воскресения. Другие евангелисты также говорят о Вознесении, хотя и не так подробно, как Лука. В частности, никто, кроме него не называет ни времени, ни места. И хотя многие богословы считают, что по крайней мере, время Вознесения Господа (сороковой день по Пасхе), выбрано Лукой условно, исходя из того, что число сорок имело в иудейской культуре символическое значение (вспомним сорокалетнее хождение иудеев по пустыне, сорокадневное пребывание Моисея на горе Синай, сорокадневный пост Иисуса перед началом Его служения) всё же, сегодня мы празднуем это Торжество, как указано в Деяниях – через сорок дней после Воскресения, в четверг, на шестой неделе Пасхального времени.
Можно без преувеличения сказать, что Вознесение – один из самых древних христианских праздников. В рассказе христианской паломницы Этерии (Эгерии), побывавшей в конце IV в. в Святой Земле, о нём говорится как об уже имеющем долгую историю и традиции. Благодаря рассказу Этерии известно, что Масличная Гора почиталась христианами как святое место, где совершались особые богослужения. У Имвомона, отмеченного особым образом камня, откуда Сын Человеческий восшёл к Отцу, и где и сегодня можно увидеть отпечаток Его ноги, верные, собираясь, читали из Священного Писания подходящие к конкретному дню чтения и те евангельские отрывки, в которых говорилось о Вознесении, пели псалмы и молились. По окончании службы, спускались чуть ниже по склону горы, туда, где над пещерой, в которой «…Господь сидел и учил апостолов» стояла церковь. По её же свидетельству, в полдень Пятидесятницы на Масличной горе совершалось специальное богослужение в честь Вознесения Господня.
В ходе развития литургии, празднование Вознесения сместилось с полудня Пятидесятницы на утро сорокового дня, отчасти из-за характерного для Церкви того времени стремления к наибольшей исторической точности. Иоанн Златоуст, говоря об этом празднике, толкуя его смысл и называя его «…важным и великим», «…превосходящим человеческий ум и достойным щедрости устроившего его Бога», днём, когда совершилось «…примирение у Бога с родом человеческим», когда «…долговременная вражда прекратилась и продолжительная война окончилась,… наступил некоторый дивный мир, никогда не ожидавшийся прежде», упоминает и о его перемещении с пятидесятого на сороковой день пасхального времени.
Римская Церковь начинает отмечать этот праздник в понтификат Папы Льва I (440-461). В это же время, происходит христианизация языческого римского обычая совершать в весеннее время робигалии – процессии в честь языческой богини с целью защиты посевов от болезней и вредителей. На смену им приходит традиция «дней прошений» молитв об урожае в течение трёх дней предшествующих Вознесению. Сегодня сроки и порядок этих древних богослужений определяются в каждой стране Конференцией Епископов.
С VII века Вознесение предваряет собственное бдение, а с XI века за ним следует октава, сохранявшаяся вплоть до литургической реформы 1956 г. Однако именно то, что от Пасхи до Вознесения сорок дней, столько же, сколько от Пепельной среды до Пасхи, а также то, что в этот день после чтения Евангелия гасилась Пасхальная свеча, привело к некоторому искажению смысла праздника. Он стал восприниматься как завершение пасхального времени, или даже как воспоминание о расставании, о прощании апостолов с Христом, в то время как его подлинный смысл заключается в том, что: «…Иисус Христос, Глава Церкви, предшествует нам в славном Царстве Отца, чтобы мы, члены Его тела, жили в чаянии некогда вечно быть с Ним…» и «…единожды и навсегда вступив в святилище неба, неустанно предстательствует за нас как Посредник, Который постоянно дарует нам излияние Духа Святого» (ККЦ).
Сегодня Торжеству Вознесения Господня снова возвращён его первоначальный смысл. Префация этого дня говорит: «Посредник между Богом и людьми, Судия мира и Господь господствующих, Он не оставил нас в нищете нашей, но дал нам надежду, что мы последуем туда, где нас предваряет Он Сам, Глава наша и Начало» и исполненные этой надеждой мы вновь и вновь вместе со всей Церковью повторяем: «Боже, Сын Твой ныне перед апостолами вознёсся на небеса; молим Тебя, соделай, чтобы по Своему обетованию Он всегда оставался с нами на земле, а мы удостоились жить с Ним на небесах».
Автор: Анна Кудрик
Источник: Католический блог