Также известна как Caterina Benincasa; Catharine of Siena. Родилась в Сиене, Италия, 25 марта 1347 г.; умерла 29 апреля 1380 от таинственной и мучительной болезни; канонизирована в июле 1461 Папой Пием II; провозглашена Учителем Церкви в 1970.
«Живущие в союзе с Богом, зная о грехах других людей, живут в мире… Поэтому они всегда миролюбивы и спокойны, и ничто не может их возмутить, поскольку они побороли всё то, что может породить злословие и проявление их злой воли… Они находят радость во всём.»
«Они не становятся судиями моим рабам или кому-то ещё, а радуются при любых обстоятельствах и любой возможности, которую находят. Даже, встретившись с явным грехом, не выносят приговор, а проявляют святое и подлинное сострадание, молясь за грешника.»
–Святая Екатерина Сиенская.
«Когда же вы полагаете, что Бог указует вам на чужие грехи, остерегайтесь: ваше собственное суждение также может быть греховным. Храните молчание. Найдя грех в других, в тот же час смиренно ищите его в себе. Если другой на самом деле имеет в себе греховность, он справится с нею гораздо лучше, увидев, как кротко вы его постигли, и скажет себе то, что вы хотели сказать ему.»
–Святая Екатерина.
В четырнадцатом веке Италия была охвачена чумой, расколом и политическими беспорядками. Когда имеем дерзновение думать, что живём в самое худшее время, стоит вспомнить жизнь святой Екатерины. Те дни были настолько темны, что многие святые и учёные считали, что грядёт конец света. Священники покинули Рим, отправившись в Авиньон в 1305 г. В самом Риме царила анархия. И тогда, среди смятения и несогласий в Церкви, Бог возвысил Екатерину, одну из множества святых, доказывающих, что наше упование на Господа никогда не оказывается тщетным.
Сиена проявила себя в 1260, силой овладев Флоренцией. Город, в котором были университет с медицинской школой и прекрасный собор, управлялся Governo dei Nove (Правительство Девяти). Искусство там было тесным образом связано с жизнью. Сиенские художники были самыми точными выразителями чувств и идей своих великих мистиков. Легенда гласит, что Сиена была основана Ромулом и Ремом, или сыновьями Рема, Асцием и Сением (Ascius, Senius), создавшими её чёрно-белый флаг.
У Джакомо ди Бенинказа (Giacomo di Benincasa) было преуспевающее дело. Вместе с тремя своими сыновьями, Бартоломмео, Орландо и Стефано, двумя подёнщиками и двумя подмастериями, он занимался окраской тканей на Vicolo del Tiratoio (улице красильщиков). Семья жила сверху. Они держали также семейную ферму.
Когда Лапа (Lapa), сварливая и деспотичная жена Бенинказы, дочь ныне забытого поэта, родила близняшек, Екатерину и Джованну, у неё уже было 22 ребёнка. Лапа оставила себе Катю, которую кормила грудью, но у неё не хватало молока для её сестры, и ту отдали под попечительство другой матери, и в конечном счёте она умерла. Родился 25-й ребёнок, его также назвали Джованной, но и она прожила только несколько лет. Тринадцать детей дожили до взрослого возраста, и все оставались в доме, пока не поженились. Потом в число членов семьи вошло одиннадцать внуков вместе с приёмным сыном Tommaso della Fonte, чьи родители умерли во время чумы 1348 г.
Хотя Катя и не отличалась особой красотой, её хорошо знали в округе благодаря весёлому нраву и мудрым пословицам. Как писал её первый биограф, блаженный Раймонд из Капуа (Raymond of Capua), она всегда была способна очаровывать других. Екатерина была худа и бледна, черты лица её были тонки, с нежной кожей, она обладала длинными толстыми блестящими золотыми волосами. Она была подвижна, жизнерадостна, дружелюбна, впечатлительна и очаровательна. Движения её были быстры и полны изящества.
Молиться она начала с ранних лет. В пять лет она становилась на колени на каждой ступеньке лестницы в её доме и молилась. Ей было всего семь лет, когда она рассказала о своём первом видении – Иисус, сидящий на престоле, окружённый святыми, когда она с младшим братом вернулась после посещения замужних сестёр. Младший брат тянул её за руку, но она была увлечена видением. С этого дня она посвятила себя служению Богу и полностью погрузилась в молитву, размышление и епитимию, к которым призывала присоединиться своих друзей.
Раймонд Капуанский, её исповедник и биограф, писал «…ведомая исключительно Святым Духом, она обратилась к житиям и делам святых египетских Отцов и других святых, особенно блаженного Доминика, и ощутила столь сильное желание подражать им, что не могла помышлять о чём-то ещё.»
У Бенинказа была маленькая ферма на окраине San Rocca a Pilli, в 14 км от Сиены, где Катерина проводила время. У неё была страсть к цветам, она сплетала их в маленькие крестики для своего первого исповедника падре Томмасо. Ей часто снилось, что ангелы спускались с Небес и короновали её лилиями.
Её родители хотели, чтобы она вышла замуж и начала следить за своей внешностью. Поначалу она согласилась прибегнуть к услугам парикмахера и стала модно одеваться, но вскоре раскаялась в своей уступке матери и сестре Бонавентуре. В 16 лет, когда ей грозило в самом деле вступить в брак, она рассказала матери о том, что в семь лет дала себе клятву навсегда остаться девственницей. Мать не восприняла её разговоры всерьёз, и тогда она состригла свои роскошные золотые волосы (святая Роза Лимская проделывала то же самое в такой же ситуации).
Её мать пришла в ярость, уволила свою служанку и решила, что Екатерина должна одеваться как служанка и выполнять работу служанки. Екатерина с готовностью взялась за работу и умело её выполняла. Мужская часть семьи пыталась возражать, но Лапа настояла на своём; её отец, однако, пообещал, что не станет настаивать на браке и выделил ей комнату и время для молитвы, потому что увидел белого голубя, парящего над её головой.
Она мечтала повстречать святого Доминика, её одолевало желание вступить в Третий доминиканский орден Епитимьи. В то время в Сиене было около ста набожных бабуль и старых дев, называвшихся мантеллатками (Mantellates), носивших чёрные накидки поверх белых облачений.
Так и не поняв, что её дочь не пойдёт замуж, Лапа взяла её с собой на воды в Виньон (Vignone), надеясь откормить её там для брака. Через неделю они вернулись. Екатерина ошпарила себя на горячих источниках, чтобы обезобразиться. К тому же заразилась оспой.
Во время болезни Екатерина упросила Лапу, чтобы та попросила сестёр принять её дочь. Мать настоятельница сказала, что Екатерина слишком молода (что весьма порадовало Лапу), однако Екатерина настаивала, что в ордене нет положения о возрасте. Лапа уверяла её, что Екатерина подстриглась, обожглась и подцепила оспу, чтобы потерять свою привлекательность. Тогда Мать согласилась посетить Екатерину. Несколько недель спустя Екатерина получила мантию и монашескую рясу.
Три года она выходила из своей скромной кельи только чтобы побывать на Мессе, нарушала молчание только для исповеди или в крайних случаях, питалась скудно и в одиночестве, читала вслух церковную службу в часы, когда знала, что сёстры-доминиканки спят.
Временами у неё были периоды спада, но никогда она не впадала в искушение. В Прощённый вторник 1367 г. она молилась о «полноте веры» и ей было видение, в котором она увидела Иисуса, Марию, святого Иоанна Богослова, святого Павла, и святого Доминика, основателя её ордена. В этом видении Пресвятая Дева представила её Иисусу, Который взял её в жёны. Он надел ей на палец золотое кольцо с четырьмя жемчужинами вокруг прекрасного алмаза, говоря, «прими это кольцо в знак того, что ты Моя, и будешь Моей навеки.» Никто не видел этого кольца, но оно всегда было у неё перед глазами.
Её жизнь сопровождало множество чудес. В 26 лет она впервые ощутила на себе боль Христовых страданий. Два года спустя, во время посещения Пизы, она получала Причастие в маленькой церкви Санта Кристина. Когда она пребывала в благодарном размышлении у распятия, пять кровавых лучей снизошли с него, протыкая её руки, ноги и сердце. Так она получила пять видимых ран Его страданий – стигматы. Они причинили ей столь сильную боль, что она упала в обморок. Восемь лет Екатерина обходилась без пищи, питаясь лишь Святым Причастием. Она молилась о том, чтобы отметины не были видны на её теле, хотя они и были видны через открытые части тела.
Много раз она левитировала во время своих молитв. Однажды, когда она причащалась, священник заметил, что гостия полетела, как бы по своей воле, прямо ей в рот. В Житие святой Екатерины мать Francis Raphael пишет о том, что святая была неподвластна огню. Она описывает случай, когда Екатерины попала прямо в огонь на кухне во время молитвенного восторга. Пламя было большим и жарким, но когда Екатерину вытащили из дымящихся красных угольков, ни она, ни её одежда не пострадали.
Но ни одна из этих божественных милостей ничего не значила бы для мира, если бы Екатерина продолжала укрываться в своей келье. В 1370 она услышала голос с Небес, призывавший её покинуть свою келью и вступить на службу Богу в миру для спасения ближних. Тысячи приходили повидать её, услышать её, быть обращёнными ею. Члены монашеских орденов, немонашеские священники, миряне собирались вокруг неё.
Конечно же, общественное мнение Сиены резко разошлось в оценке Екатерины. Возможно, по причине обвинений, выдвинутых против неё, её вызвали в Флоренцию, чтобы предстать перед главным настоятелем доминиканцев. Все обвинения, естественно, были опровергнуты, и вскоре новый настоятель Сиены, блаженный Раймонд, стал её исповедником.
Главная идея её учения: Человек, в монастыре или в миру, должен жить в келье самопознания, месте, в котором паломник заново рождается для вечной жизни. Наплыв кающихся был столь велик, что три священника, посланных Папой принимать исповеди тех, кто под её влиянием решил изменить свою жизнь, едва могли с ним справиться.
Она рассылала письма, которые зачастую диктовала, находясь в иступлённом восторге, людям всех сословий, вступала в корреспонденцию с королями, князьями и итальянскими городами-государствами. Она также участвовала в общественных мероприятиях, приглашая к себе всех пытливых, интересующихся, всех преданных вере. Она собирала сведения от всех них.
Даже Папа прислушивался к её справедливому суждению. В то время папство было трагическим образом ослаблено спорными выборами Пап, препирательствами между Папами и антипапами. Екатерина поддерживала истинного Папу Урбана VI против его оппонентов; однако временами он поступал неприглядно, и в своих письмах она не уставала его в этом упрекать, оставаясь, тем не менее, полностью преданной ему.
Как минимум дважды она успешно вмешалась в дела высшей политики. Екатерина помогла заключить мир между враждующими городами: она добилась примирения Папы с Флоренцией. 18 июня 1376 Екатерина прибыла в Авиньон в качестве неофициальной посланницы, и убедила Папу вернуться в Италию и, что было самым большим делом её жизни, положила конец вавилонскому плену Пап. Таким образом 13 сентября 1376 Папа Григорий XI отправился по воде из Авиньона в Рим.
За месяц до этого Екатерина вернулась в Сиену, откуда продолжала убеждать Папу установить мир в Италии. По его особой просьбе она снова посетила Флоренцию, по-прежнему раздираемую распрями, город, упорствующий в непослушании и находящимся в отлучении от Церкви. Там она пробыла некоторое время, где каждый день совершались убийства и грабежи, рискуя каждый раз расстаться с жизнью, не страшась мечей, нависавших над нею. В конце концов она добилась мира между Флоренцией и Святым престолом.
В течении пяти дней, перед тем как навсегда покинуть Сиену, Екатерина диктовала Диалог. Это был её отчёт о видениях. Она была ясновидящей, находясь в общении с Иисусом. Будучи неграмотной, она стремилась прочитать требник, иногда с помощью отца Томмасо делла Фонте или Алессии Сарачини (Alessia Saracini), её подруги, или же с помощью чуда.
Её приёмный брат Томмасо делла Фонте стал священником и её исповедником во время её новициата. Он давал ей и другие книги, такие как краткая история Церкви, жития святых, псалмы и другие книги Писания. Позднее она приводила в изумление учёных богословов своим пониманием этих тем.
Она любила музыку и пение, с трепетом относясь к детям. Екатерина снова стала заводить друзей, сначала среди мантеллаток и доминиканцев, затем среди священников и врачей больницы Санта-Мария делла Скала, где начала работать сестрой милосердия, потом среди интеллигенции. Она обладала даром исцеления. Множество из того, что она сделала, было встречено с неблагодарностью.
Екатерина любила помогать больным. В отличие от других добровольцев, она бралась лечить самые отвратительные болезни, такие как проказа, которая в то время была практически неизлечима. Вокруг неё собиралось множество друзей, и когда в Сиене разразилась чума, она смело вела их к заболевшим и часто сама копала могилы и погребала мёртвых.
Екатерина впадала в нравственные искушения, иногда ей казалось, что Бог оставил её. Может быть из-за этого она оставляла своих последователей? Однажды она ухаживала за женщиной, страдавшей раком, и та вылила на неё всю свою раздражительность и отчаяние, порождённую безнадёжностью, но Екатерина оставалась неколебимо спокойной и выдержанной; к ней вернулись видения, и дух её окреп. «О мой Спаситель, мой Господь, «взывала она, «почему Ты оставил меня?» «Дитя Моё,» последовал ответ, «Я был с тобою всегда. Я был в твоём сердце всё время.»
Она делилась накоплениями отца с бедными, некоторых считая истинно святыми. В течении всей своей нелёгкой жизни она оставалась доброй и великодушной, служа Христу в заботе о бедных, следуя за Ним по захудалым улицам, в переполненных приютах, взвалив на себя ношу боли и греха, повстречавшихся ей на пути, питаемая и поддерживаемая частыми видениями. Наш Господь явился ей, предлагая в одной руке золотую корону, а в другой – терновый венец. Без колебаний она выбрала терновый венец.
Francesco di Vanni Malavolti, знаменитый ловелас, так добивался дружбы с Екатериной, что немедля пришёл к покаянию. Благодаря сходству умов между ними возникла искренняя и прочная дружба. После смерти жены он поступил в монастырь и провёл остаток дней в молитве и покаянии.
Andrea Vanni был её другом, написавшим её портрет, сохранившийся в церкви Сан-Доменико в Сиене. Он и брат Екатерины, Бартоло, возглавили революцию, свергнувшую правительство.
Тридцать лет эта смелая и верная душа свидетельствовала о Силе, переступающей пределы нашей земной жизни, пробуждающей многих, с помощью обращения, к ощущению Вечности. «Её молитвы,» как говорит нам её современник, «были столь напряжённы, что один час молитвы производил более опустошения в её слабом теле, чем два дня пыток для иного.»
Когда после смерти Папы Григория в 1378 разразилась Западная схизма, новый Папа Урбан VI призвал её в Рим. В Авиньоне кардиналы выбрали другого Папу, объявившим выборы Урбана незаконными. Христианство разделилось на два лагеря. Она выступала на открытом церковном суде, писала главным вдохновителям раскола, иностранным князьям, и своим влиянием помогла побороть французского антипапу в Италии. Она также продолжала писать Урбану, иногда прося его оставаться спокойным на суде, иногда увещевала умерить жёсткость, отвращавшую даже его сторонников.
Вместо того, чтобы негодовать на её упрёки, Урбан пригласил её в Рим для совета и поддержки. В послушании она навсегда покинула Сиену и обосновалась в Вечном городе. Здесь неустанными молитвами и увещеваниями она собирала новых приверженцев истинному понтифику.
Когда она предложила принести свою жизнь в жертву Богу, и увидела в видении, как Всемогущий Бог выжимает её сердце, проливая бальзам на Церковь, она смертельно заболела и умерла на руках Алессии Сарачини после восьми недель сильнейших страданий, в 33 года, возрасте, в котором умер её Хозяин. Умирая, она была радостна и счастлива.
Екатерина – одна из величайших преподобных святых всех времён. В ней особенно отчётливо проявились сверхъестественные мистические состояния, освящающие праведность и сопровождающие бремя святости. История литературы отводит святой место рядом с Данте и Петраркой (Bentley, Gill, Harrison, Keyes, Schamoni, Walsh).
В искусстве святую Екатерину всегда изображают в виде доминиканки Третьего ордена (белое облачение, чёрная накидка, белая вуаль) с стигматами, лилией и книгой. Иногда она с терновым венцом и распятием; с сердцем на книге; с сердцем у её ног и бичом или черепом; с дьяволом, поверженным у её ног; с ангелами, венчающими её тремя коронами; венчающейся мистическим браком с Христом; подающей одежды нищему, который на самом деле является Христом (Roeder). Екатерина – покровитель Италии вместе с святым Франциском Ассизским (Roeder)
Покровительница доминиканок-терциарок, 2-я покровительница Рима (с1886 г.), главная покровительница Италии; умирающих и приобщения св. Тайн перед смертью (ввиду ее дара, обращать самых закоренелых грешников); прачек.
Источник: Католический блог