В начале этой Пасхальной ночи Церковь запоет длинное песнопение, которое называется Exsultet, – это пасхальное провозглашение, пение, которое открывает тайну этой ночи. Это, безусловно, одно из самых вдохновенных, самых смелых пений, которые поются в Церкви. Обращаясь к Богу-Отцу, Церковь в этом пении говорит:
«О, сколь неизреченно богатство любви: ради искупления раба, Ты предал Сына! О воистину необходимый грех Адама, который изглажен смертью Христа! О счастливая вина, заслужившая столь славного И
скупителя!»
Бог-Отец отвечает на самый страшный грех, который только может быть – смерть Его Единородного сына, самым великим актом милосердия. Он воскресил Иисуса не для осуждения нашего, но, как пишет апостол Павел в Послании к римлянам: «Он воскрес для оправдания нашего» (Рим 4,25). Из-за нас Он был распят, и Бог-Отец таким образом отвечает нам: воскресил Его «для оправдания нашего». Литургия Церкви выражает свой восторг, когда осознает этот обмен, во многих песнопениях. В одном из них, которое находится в нашем сборнике, говорится:
Возлюбил Отец Благой
нас, людей и Божий Сын
принял смерть за грешный мир.
С Воскресением Христа
мир воскрес, пришла весна
Солнце победило тьму.
Все народы, племена,
континенты, острова
славят Господа Христа
В мир идите и несите
людям радостную весть.
Возлюбил Отец Благой
нас, людей, и Божий Сын
принял смерть за грешный мир
Это то, что Бог-Отец делает. Он таким образом отвечает на то, что люди натворили – Воскресением Христа для нашего спасения, для нашего оправдания.
Если спросить: А сам Христос? Как Он себя вел после своего Воскресения, после победы Его над смертью? Стоит задуматься над этим аспектом Воскресения. Иисус вел себя смиренно.
Победа Воскресения случается втайне, без свидетелей, как случаются все великие дела спасения. Так случилось Благовещение. Тайно. Мало кто об этом узнал. И также с Воскресением. Его смерть на Голгофе увидели много людей, толпа была на том месте. Но Воскресший Христос явился только маленьким группам свидетелей, как бы желая делать это в стороне. Этот таинственный характер Воскресения указывает на то, что не следует ожидать великого спектакля, не следует ожидать чего-нибудь такого удивительного для наших глаз, великой славы мирской после Его Страстей. Этот триумф Христа над смертью остался невидим. Он из другого порядка, он сверхъестественный.
Конечно, Христос дал много аргументов для нашей веры в Его воскресение через Его явления. Он являлся много раз и точно дал понять своим ученикам, что Он воистину воскрес. Но Его воскресение не является никоим образом реваншем над противниками. Он после своего воскресения не пошел искать противников своих, тех, кто осудил Его на смерть. Иисус не явился им, чтобы доказать, что они ошиблись. Он не явился им, чтобы упрекать их за то, что они сделали. Потому что всякая месть с Его стороны была бы несовместимой с той любовью, которую Он проявил во время Страстей. Иисус после воскресения ведет себя кротко, смиренно. Во славе Своего воскресения Он так же смиренен, как во время унижения на Голгофе.
Такова природа этой победы Христа над смертью, победы над всеми, победы, которая родилась от Страстей, от множества страданий Его. И вот, пасхальная тайна Христа открывает нам, что существуют другие победы, не такие, о которых мы имеем представление. И, например, святой Августин выражает это следующими словами: «Победитель Христос – потому что жертва. Он за нас пред Тобой победитель и жертва; и победитель потому, что жертва» (Исповедь, Кн. 10).
С Иисусом Воскресшим впервые и навсегда это понимание победы как поражения противника, как унижения противника меняется навсегда. Своим Воскресением Он ни в коем случае не пытался унизить тех, кто его не любил, из-за которых он умер на Кресте. Это жизненный урок для нас. Мы должны обратить внимание на то, как Христос себя вел себя после Своего воскресения, и сделать выводы.
Возникает вопрос: А почему этот триумф милосердия должен быть обязательно сдержанным, смиренным?
Потому что Воскресение – это триумф любви, и нет подлинной любви без смирения. Когда любовь подлинная, совершенная, то она избегает всякого реванша. Смирение любви – это ключ к пониманию победы Христа над смертью, над грехом, над злом. Не требуется много сил, чтобы быть на виду у всех, показать себя, но требуется много сил для того, чтобы быть в стороне, чтобы иногда не показаться. ( Говоря об этом, мне приходит на память один живой пример смиренной любви. Этот пример – Папа Бенедикт XVI: не требуется много сил, чтобы быть на виду, а требуется много сил, чтобы в нужное время из-за любви уйти в сторону). Христос этому учил. Своим Воскресением Он нас этому учил. Бог – это бесконечная сила уничижения. Он смирился, Он стал одним из нас. Тайны Его жизни, в том числе и Воскресения, постоянно показывают это.
Воскресение – это школа милосердия. Воскресение приглашает нас к примирению, к прощению врагов. В одном песнопении византийской литургии так поется:
«Пасха священная в сей день нам явилась, / – Пасха новая, святая, / Пасха таинственная, Пасха всеми чтимая. / Пасха двери рая нам открывшая, / Пасха, освящающая всех верных
Воскресения день! / И засияем торжеством / и друг друга обнимем; / скажем: “Братья!” / и ненавидящим нас, / – всё простим ради воскресения» (Канон Воскресению Христову)
Пусть эти пасхальные дни, пасхальное время, которое начинается, станет и для нас тоже школой милосердия, чтобы мы, действительно, в силах были сказать так же: «Братья! Всё простим ради Воскресения».
о. Диогенес.