Вступительной молитвой Мессы сегодняшнего дня мы обратились к Богу и просили Его: «Всемогущий, вечный Боже, чтобы дать людям пример смирения по воле Твоей наш Спаситель принял плоть и взошёл на крест». Господь хотел дать нам в Иисусе Христе пример смирения, кротости. Иисус, можно сказать, есть путь смирения Бога. Он в Иисусе Христе смирил себя. Будучи Богом, Он смирил себя, стал одним из нас. И Он не только разделил с нами нашу жизнь, но и взял на себя наши грехи, чтобы победить смерть, победить грех Своей смертью и Своим Воскресением. И вот сегодня Вербное воскресение. Оно немного праздничное. Но всё-таки на горизонте можно заметить то, что ожидает Господа, как мы только что услышали в чтении Страстей Господних. Потому что мы видим Господа, въехавшего на осле в Иерусалим и видим, что народ радуется этому, потому что они любили Иисуса, многие из них видели добрые дела Иисуса, чудеса, которые Иисус творил; слышали Его слова, видели, как Он исцелял людей

Но в другом месте, в том же Иерусалиме, другие люди думали о том, как избавиться от него. Так что в то время, когда люди празднично, радостно шли за Иисусом, в другом месте думали о Его смерти. Иисус въехал в Иерусалим. Можно сказать, Иисус въехал, вступил на путь терпения. Он въехал в Иерусалим, чтобы страдать. Он не откроет страхов своих .Пророк Исайя скажет: «как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих». (Ис 53,7).

Молчит. Великое смирение у Иисуса, в то время когда злой дух посылает всех своих на Иисуса, чтобы совершить эти страшные дела: ложь, лжесвидетельство, несправедливость, несправедливый суд. Издевались над ним, плюнули Ему в лицо, посадили в темницу на всю ночь, били, надели на Него венец. И потом дали ему крест, чтобы Он нёс на Голгофу. А Иисус всё это время терпел, сохраняя глубокое смирение. Это наш Бог, это Господь – терпение. Это наш Бог, который пришёл, чтобы претерпеть из-за моих грехов, чтобы спасти меня.

Сегодня, особенно во все эти дни Страстной недели каждый из нас со всей истиной может сказать: «я не чужой Иисусу. Он меня знает. Он вмешался в мою жизнь, в мою личную жизнь, жизнь каждого из нас. Иисус заплатил за меня». Каждый из нас может это сказать.

Иисус вступает на путь терпения. А здесь тоже нужно и о себе думая, размышлять: как часто бывает, что мы теряем терпение из-за гордости, гордыни. Очень часто не терпим, чтобы о нас говорили что-нибудь несправедливо. Когда Его Самого, самого справедливого человека, таким образом осудили, так с Ним обошлись. Поэтому в эту Страстную неделю самое главное, наверное, – просто смотреть на Иисуса.

То есть если спросить: «как пережить эту неделю?». Ответ будет: «надо созерцать Иисуса». В эту неделю время, как будто, останавливается: ритм литургии, церковный ритм всех молитв, всех богослужений останавливается. И уже не так важны слова, речи, размышления, а, наверное, самое главное всё-таки – созерцание. Надо созерцать лицо Распятого Иисуса, Распятого Бога. И надо стараться провести как можно больше времени в эти дни в созерцании Его лица, Господа нашего: Господа терпения, Господа смирения, который с таким терпением, с таким смирением ко мне относится. Терпение из-за меня, смирение из-за меня.

И каждый из нас должен реагировать на это так, как Господь внушает именно его сердцу. Это не так легко – созерцать Иисуса. Терпеть и думать, что всё это из-за меня. Но христианская жизнь, можно сказать, рождается именно от этого понимания созерцания лица Господа Распятого. Один кардинал как-то в проповеди сказал: «Для того, чтобы знать, кто Бог, я просто должен встать на колени у подножия Креста». Вот так и мы тоже должны провести дни Страстной недели: хочешь познать Бога – стой на коленях у подножия Креста. Суть, сущность христианства проявляется, когда созерцаем лицо Распятого Бога. Иоанн в своём послании сказал: «Мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в неё» (1 Ин 4,16). И вот, созерцая лицо Распятого Бога, смиренного, кроткого, мы тоже можем познать любовь и уверовать в неё. Только тогда мы становимся христианами.

Просим Господа по ходатайству Божьей Матери, к которой постараемся быть очень близко в эти дни, чтобы мы, созерцая Христа Распятого, познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в неё.

о.Диогенес