Специально для портала gaudete.ru

Среди тех, кому в Пепельную среду Папа Франциск вручил мандат Миссионера Милосердия Папа Франциск был и священник из России — настоятель прихода Воздвижение Святого Креста в Казани о. Диогенес Уркиза, IVE.  Мы побеседовали с ним о его новом служении.

IMG_4202_1

– Отец, как получилось, что именно Вы стали одним из Миссионеров Милосердия?
– Насколько мне известно, еще семь человек из архиепархии Божьей Матери в Москве должны были приехать в Рим, чтобы получить от Папы миссионерский мандат, однако я их там не встретил. Возможно, они получат свои полномочия миссионеров Милосердия через нунциатуру. В Рим мы отправились с настоятелем прихода во Владикавказе о. Янушем Блаутом. Он родом из Польши. Позже я слышал, что священник сам мог предложить себя в качестве миссионера Милосердия. Но нам с отцом Янушем стать миссионерами Милосердия предложил владыка Клеменс Пиккель, епископ нашей епархии Святого Климента.

– А как Вы представляете себе эту миссию миссионера Милосердия? Этот год Милосердия будет чем-то особенным отличаться в Вашем служении?
– Священникам-миссионеры Милосердия на этот год было предоставлено право освобождать даже от тех грехов, прощение которых в обычное время закреплено за Святым Престолом. Но я должен сказать, что за все свое пастырское служение, слава Богу, никогда не сталкивался с такими случаями, на которые нам даны особые полномочия. Речь идет о тяжких грехах, против святых таинств Евхаристии, Исповеди и Священства, также как против Святейшего Отца (физическое насилие против него). Совершение этих грехов несет за собой отлучение от Церкви, которое наступает автоматически (latae sententiae).

Присутствуя на встрече с Папой в Риме и слушая его наставления, я понял, что суть не в том, что мы получили особые полномочия для освобождения от этих тяжких грехов. Даст Бог, в течение этого года я не встречу таких случаев. Миссионер — это тот, кто несет Благую Весть людям. И свою миссию на этот год вижу именно в том, чтобы донести до людей, что врата Божьего милосердия открыты всем через исповедь. Люди через нас должны почувствовать заботу, материнство церкви – Папа Франциск особенно это подчеркнул: Церковь – прежде всего Матерь, которая заботится о чадах своих. И они должны через нас почувствовать материнство Церкви и отцовство Бога, когда приходят в исповедальню. Чтобы через нас люди ощутили глаза и руки Бога. Я понял, что Церковь просит от нас большей готовности служить людям в исповедальне, чтобы мы в течение этого года отдавали предпочтение служению людям в исповедальне над другими пастырскими занятиями. Возможно, по приглашению других настоятелей я буду посещать с миссией и другие приходы. Конечно, я не буду делать этого слишком часто, потому что моя главная забота – это все-таки мой приход.

IMG_4195_1-

– А в Вашем приходе внимание к исповеди будет каким-то особенным?
– У нас особых изменений, я думаю, не будет, ведь я всегда стараюсь быть открытым для исповеди: и по расписанию, и вне расписания. Буду стараться призывать к исповеди в проповедях, и также вести покаянные богослужения, чтобы объяснить, открыть людям красоту исповеди, красоту встречи с Богом в таинстве исповеди.

В своем приходе я нахожусь уже 20 лет, всех знаю, знаю, какие трудности бывают у людей, чтобы исповедоваться. Через проповеди и Катехизацию постараюсь людей ободрить, чтобы они преодолели страхи, сомнения или трудности и не боялись принять милосердие Бога через покаяние.

– Разве для большинства из нас исповедь трудна? Не превратилась ли она уже давно для многих в ритмичную, обыденную обязанность и порой покаяние, не лишается ли эмоциональной окраски – свои грехи ты уже знаешь, они одни и те же. И уже примерно знаешь, что тебе скажет священник в ответ на их исповедание…
– Поведение людей совершенно разное в данном случае. Есть те, кто просто боится открыться другому человеку. Человек боится, например, что священник изменит свое мнение о нем, если узнает какие-то подробности его жизни. Исповедь открывает вот какую сторону человеческой жизни – мы как люди не можем реализовать себя в одиночестве. Даже, чтобы возрастать в человечности. И когда мы открываемся брату, это для нас большая помощь, в том числе и психологическая. Иисус может быть для этого и установил таинство покаяния так, чтобы один человек должен был открыться другому. Исповедоваться ведь должны не только простые миряне, исповедуется и Папа, и епископы, и священники. Иисус дает нам понять, что в нашей жизни мы должны как братья во всем поддерживать друг друга, особенно в немощах. Я могу из всего своего опыта сказать, что со многими трудностями в своей жизни не справился бы, если бы хранил их в себе и пытался обойтись своими силами. Человек – социальное существо, мы живем в социуме. Через своего брата — священника, каким бы он ни был несовершенным, человек может получить отпущение грехов.

Главное, чтобы верующий понял – не нам решать, когда мы покончим со своими грехами. Нужно оставаться открытыми для Бога, принять от него благодать освобождения как дар. Может быть, Богу более важно наше смирение, признание нашей слабости, чем видеть нас самодовольными в своих победах над собой. Нужно осознавать: сколько бы мы не падали, Бог все-таки дает нам возможность подняться. С помощью Божьего слова я постараюсь донести это до людей, говорящих: «Бог меня не простит, ведь я всегда повторяю одни и те же грехи».

– Есть ли какой-то особый портрет российского грешника? Или грешник универсален?
– Нет, все мы нуждаемся в милосердии в равной степени. И мы не приходим к Богу как представители того или иного народа. Каждый из нас обращается к Богу лично.

-В прошлый раз мы говорили о том, что год Милосердия провозглашен именно из-за того, что в нем назрела необходимость. А будет ли от него какой-то явный эффект?
– Это зависит не только от Папы или епископов, а ещё и от того, насколько мы сумеем принять это послание. Принимая милосердную любовь Бога, и творя дела милосердия, нужно чтобы мы убедились в том, что мир не может наступить только путем войны, что решение существующих конфликтов не наступит путем конфронтации. Нужно больше прощения, больше понимания, больше диалога и открытости к нуждам других.

Насколько мы, католики, сами убедимся в этом — настолько и будет год эффективным.

IMG_2599

Конечно, мы не надеемся, что к 20 ноября все эти конфликты будут решены. Нам, верующим, нужно показать, что есть и другие пути. Ведь 14 дел Милосердия придуманы не только на этот год – 7 для тела и 7 для души. Церковь говорит всем нам, католикам – давайте в течение этого года больше творить добрые дела. Как послание миру — есть и другие пути решения вопросов.

То же самое и эта встреча, которая произошла между Папой и Патриархом – никто не надеется, что все вопросы решатся сразу. Они встретились – и это прекрасный знак. Есть направление, в какую сторону идти. Это знак, что вопросы решаются, когда стороны принимают друг друга. Мы сами должны убедиться в этом: чтобы было больше справедливости и мира в нашем обществе, мы должны больше творить добрые дела.

– Но это ведь так трудно – быть всегда милосердным, ведь мир достаточно суров. Порой каждому из нас приходится жёстко защищать свои интересы, а не только проявлять доброту и милосердие.
– Есть такое понимание милосердия как слабости человека. Но мне кажется — наоборот, в некоторых случаях быть милосердным – значит уступить, чтобы простить того, кто тебя обидел. Ты делаешь это не потому, что слаб, а потому, что хочешь, чтобы от этого выиграли все. Для этого тоже нужно мужество. Получается, чтобы уступить, требуется больше крепости духа, чем для того, чтобы отвоевать своё.

Нам часто кажется: кто громче кричит, тот сильнее. А на самом деле люди кричат от бессилия. Кто уверен в своих силах, тот не кричит. Милосердие – это не слабость. Это то, что заставляет тебя сделать шаг навстречу нуждам других. Сделать шаг – это тоже требует силы.

Беседовала Роза Шарипова