«Сей есть Сын Мой Возлюбленный; Его слушайте» (Лк 9,7) – это те слова, которые услышали в момент Преображения Господня. «И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею. И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия» (Лк 9,29-30).

Преображение Господне – это уникальный момент. Момент, в котором Христос желает открыть своим ученикам что-то большее о себе. Он к этому моменту уже многое открыл, но на горе Фавор через Преображение, Он хочет ещё больше открыть о себе, о Его миссии. Надо помнить, что эти три ученика, это те же самые, которые станут потом свидетелями Страстей Господних в Гефсиманском саду – то есть в другой момент, когда Иисус покажет слабость. Но сейчас на горе Фавор они являются свидетелями возвышения, славы Христа, прославления Его, Его человечности. «Сей есть Сын Мой Возлюбленный; Его слушайте» (Лк 9,7) – второй раз Бог-Отец говорит о Своем Сыне, о Возлюбленном Его, о том, кто является Единородным с Ним, Единородным от Отца «Бога от Бога, Света от Света, Который стал человеком ради нашего спасения».

Вот это – «Сей есть Сын мой Возлюбленный». Спаситель, Мессия. Первый раз это свидетельство прозвучало на реке Иордан, когда Иисус крестился и Иоанн сказал: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин 1,29). И в этот момент открылись небеса, был слышен голос Отца: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф 3,17). Первый раз – в Иордане, чтобы показать, открыть миссию Иисуса. А сейчас это произошло на горе Фавор, когда Страсти Господни уже приближались, когда Голгофа приближается, Гефсиманский сад. Но это свидетельство касается и Его будущего Воскресения. Бог-Отец своим голосом, своим свидетельством с небес открывает нам, что через Христа и во Христе Бог, Он – Отец заключил этот вечный Завет с человеком. Этот Завет, союз, о котором мы читали сегодня в первом чтении.

Первый союз, первый завет был заключён с Авраамом, но сейчас этими словами: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный; Его слушайте» – Отец указывает, что вечный союз, Вечный Завет со всем человечеством заключил Он в Своем Сыне – во Христе. Он этими словами показывает, что это есть вершина Его замысла спасения. Он открывает этими словами Божественную любовь к человеку. Он заключил этот союз с человеком, чтобы человек мог стать Сыном Божиим. Христос дал нам власть быть чадами Божиими, не смотря ни на наш паспорт, ни на то, на каком языке мы говорим, ни на нашу национальность. Христос всем дал власть быть чадами Божиими. Апостол Павел скажет: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал 3,28). Это то, что подтверждает Отец, когда говорит: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный; Его слушайте».

«Нельзя ждать спасения от кого-то другого. Мое последнее Слово, Мой Вечный завет я заключил в Нем и через Него». И этими словами Бог–Отец открывает нам наше достоинство детей Божиих. Это достоинство, с которым связано наше призвание – вечное и земное. Это выражает Апостол Павел в словах, которые сегодня прочитали: «Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничижённое тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе всё» (Флп 3,20-21). Это наше призвание – быть с Богом. Навсегда. Вечно. Но это произойдёт только через Христа и во Христе. «Сей есть Сын Мой Возлюбленный; Его слушайте»

И этот завет, который Бог заключил с человеком во Христе и через Него, Христос осуществляет через Крест, через кровь, которую пролил ради нас на Кресте. И поэтому Церковь во время Великого Поста напоминает нам эту истину, что без Креста человек не может подняться со своего греха. Мы идём, так же как Христос спас нас, через Крест. Человек очищается от своего греха, поднимается к Богу через Крест. Тайна Креста всегда должна присутствовать в нашей жизни. Апостол Павел со слезами на глазах пишет, жалеет, потому что многие «поступают как враги креста Христова» (Флп 3, 18). Потому что для многих «бог — чрево». Он хотел сказать, что только материальные блага занимают всю сущность человека и в этом смысле «их бог-чрево», «поступают как враги креста Христова» и он жалеет, потому что понимает, что нет другого пути спасения. Так как Христос спас нас через Крест, по этому пути должны идти и мы к нему. «Вот Сын Мой Возлюбленный; Его слушайте».

Так что сегодня в это время, особенно в это время Великого Поста мы должны задавать себе вопрос: «Что значит слушать Христа? Конкретно для меня, для моей жизни – какое значение имеет «слушать Христа?». Всякий христианин должен поставить перед собой этот вопрос: «Что означает «слушать Христа»? И Церковь во все времена постоянно ставит этот вопрос, напоминает нам. Потому что вопрос всегда должен быть новым, должен быть аутентичным. Никто не может ответить за нас, потому что для каждого человека «слушать Христа» означает разное. Один будет ответ у отца семейства, другой – у матери, совсем другой будет у детей. Один будет ответ молодого человека и совсем другой ответ девушки. Ответ учителя будет не таким, как ответ врача, священника, монахини. Что для меня означает « слушать Христа»? То есть, какова моя христианская жизнь, как я выражаю веру свою? Искренне, аутентично или это всего лишь традиция? Или я живу с опытом других? Не нахожусь ли в числе тех, которые ведут себя как «враги креста Христова», у которых «бог-чрево», которых интересуют лишь материальные блага? То есть я, конечно, христианин, но всё равно мои заботы – это только материальные блага и я ни в коем случае не воспринимаю в моей жизни знак Креста, отрекаюсь от Креста.

И такой вопрос всегда должен стоять перед нами: «Каким образом я могу исполнить то, что Бог–Отец говорит: «Вот Сын Мой Возлюбленный; Его слушайте». Ответов будет столько, сколько верующих людей. Но в то же время есть то, что объединяет все эти ответы – желание подражать Христу. Потому что раз Бог-Отец нам говорит: «Вот Сын Мой Возлюбленный; Его слушайте», это так же значит – «Ему подражайте».

Апостол Павел говорит: « Подражайте, братия, мне» (Флп 3,17), в другом месте добавляет: «как я Христу»(1 Кор 4,16). «Подражать Христу» – что означает? Какое значение имеет для меня: «слушать Христа»? Я думаю, что этот вопрос особенный для времени Великого Поста.

Продолжая святыми словами литургию сегодняшнего дня, мы можем ответить прочитанным сегодня в Псалме:

Господь свет мой и спасение моё: кого мне бояться? Господь крепость жизни моей: кого мне страшиться? (Пс 27)

Эти слова Бога–Отца: «Вот Сын Мой Возлюбленный» постоянно должны нас вдохновлять. Поэтому мы просим: «Услышь, Господи, голос мой! Не скрой от меня лица Твоего. Не отринь во гневе раба Твоего» (Пс 27). Искать лицо Христа – вот направление нашей жизни. «Я буду искать лица Твоего, Господи. Не скрой от меня лица Твоего. Не отринь во гневе раба Твоего» (Пс 27). И когда человек идёт в этом направлении, выбирает направлением своей жизни поиск лица Христа, то он открывается к Вечному и тогда материальные блага не являются единственным измерением его жизни, он живёт в перспективе: «Но я верую, что увижу благость Господа на земле живых. Надейся на Господа, мужайся, да укрепляется сердце твое. Надейся на Господа» (Пс 27). Унесём же именно эти слова: «Надейся на Господа».

о. Диогенес Уркиза

Фото: Преображение Господне. Мозаика. Монастырь св. Екатерины, Синай. VI в., www.pravoslavie.ru