В прошлую среду с обрядом возложения пепла мы начали путь Великого Поста. Это действительно красивое, прекрасное время, если сказать словами Библии, Псалма – это «благоприятное время». Естественно, Господь всегда открыт к тому, чтобы давать нам своё милосердие, свою благодать. Но время Великого Поста – это особое время, когда щедрость и милость Господа более открыты нам. Это время духовного обновления, время, которое подготавливает нас к празднованию Пасхи. Надо всегда помнить – если мы хотим хорошо праздновать Пасху, со смыслом сказать друг другу слова поздравления с Пасхой Христовой: «Христос воскрес!», то надо хорошо пережить Великий Пост.
И какое же значение имеет этот путь Великого Поста? Что значит: войти, начать этот путь Поста? Евангелие сегодняшнего дня нам это объясняет эпизодом искушения Иисуса в пустыне. Евангелист Лука в отрывке, что мы сегодня прочитали, говорит, что сразу после Крещения «Иисус, исполненный Духа Святого, возвратился от Иордана и поведён был Духом в пустыню. Там сорок дней Он был искушаем от диавола» (Лк 4, 1-2). Когда говорится об этих искушениях, понятно, что это не просто какие-то неприятности, которые были у Иисуса в пустыне. Тут что-то более серьезное. Искушения для Иисуса в пустыне – это последствия его выбора, а Он избрал исполнить миссию, полученную от Бога полностью.
А какова миссия Иисуса? Избавить нас от греха, вернуть нас к единению с Богом, примирить нас с Богом. Но для этого Он должен полностью являться Сыном Божиим, то есть быть в единении с Ним. То есть Иисус не мог избрать свой собственный путь для спасения. Путь избрал Отец. А Иисус согласился: «Да, я буду исполнять миссию спасения, но не как я хочу. Я не сделаю себе программу спасения человечества. Я исполню программу, которую Отец придумал для спасения.» И искушения – это попытка дьявола сделать так, чтобы Иисус отошёл от этой программы и шёл по другому пути. И это говорит нам с вами, что искушения всегда будут такими: организовать свою жизнь, игнорируя Бога. Можно сказать, что вот суть искушения: дьявол будет с разных сторон искушать нас, чтобы мы организовали свою жизнь без Бога, игнорируя Его заповеди, игнорируя Его Слово. Как нам хочется, как нам удобно. Вот как искушение происходит.
Иисус противостоял искушениям, не делая никаких громких заявлений. Он прошёл через них, дал нам пример, который для нас всегда актуален: чтобы мир менялся, надо начинать с себя. Иисус не сказал нам, что мы должны делать. Он сам пошёл через всё и дал нам пример. Но оказывается, что мы вдруг начинаем думать: «Я начну быть хорошим и добрым, когда все остальные вокруг меня станут такими». Нет. С меня всё должно начаться. Я должен измениться, я должен привести мою жизнь в соответствие с заповедями Божьими, с волей Господа – вот тогда всё изменится. С волей Божьей, с благодатью Божьей.
И вот три искушения, о которых говорит Евангелие: первое связано с материальными благами. С голодом, потому что голод – это не только пища, голод бывает и другим: «если ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом» (Лк 4,3), а Иисус отвечает: «не хлебом одним будет жить человек» (Лк 4,4). Не могут материальные блага занять всю нашу жизнь, все наши стремления: «не хлебом одним будет жить человек». Затем дьявол показывает все царства земные и говорит Ему (это ложь, потому что дьявол всегда обманывает, он никогда не говорит правду. Евангелист Иоанн говорит, что дьявол от начала врёт): «Я все это тебе дам». Как можно дать, если это не твоё? Но он обманывает. Всё это будет твоим, если ты поклонишься обману. А Иисус открывает этот обман, говоря: «Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи» (Мф 4,10).
Нельзя поклониться, – говорит нам Иисус, – власти. Только Богу, истине, любви. Вот перед чем надо преклоняться: перед истиной, перед любовью, перед Богом. И последнее искушение – он хотел, чтобы Иисус показал какое-то шоу: покажи, как ты бросишься с высоты, и с тобой ничего не случится. А Иисус говорит ему: «не искушай Господа Бога твоего» (Мф 4,7). Иисус говорит, что нельзя экспериментировать с верой, нельзя экспериментировать с Богом. Надо жить по вере. А время Великого Поста – это то время, когда надо стремиться жить по вере. Верить, а не экспериментировать с разными путями, чтобы идти к Богу, или чтобы Бог пришёл к нам. Есть Евангелие, есть заповеди – по ним живи и веруй, они тебе ориентир, но не придумывай другие пути, чтобы быть угодным Богу. Нет! И вот Иисус, цитируя Священное Писание, открывает этот обман лукавый. Иисус ради нас прошёл через эти искушения. Они постоянно присутствуют в нашей жизни.
Я не знаю, кто это сделал, но был человек, который провёл исследование: «какие самые частые искушения» Это исследование сделали американцы, но я думаю, что разница не такая уж большая с другими странами будет. И вышло так, что на первом месте главное искушение – это наглость не платить вовремя, отложить на потом. Шестьдесят процентов людей ответили, что это самое частое их искушение. Отложить на потом, в том числе и долги, не платить вовремя, а когда-нибудь потом. Это наглость. Может быть, кто-то из вас думает: меня это тоже касается – отложить.
Второе – переедание. Ну, естественно, переедание – пятьдесят пять процентов. Третье – это проводить слишком много времени со средствами массовой информации: телевидение, интернет, телефон. Думаю, тут попадают многие. Слишком много времени проводим,- это искушение, постоянно быть там – сорок процентов.
Не знаю, как бы это было в России, я думаю, что такого исследования здесь никто не проводил, но самое интересное во всём этом – пятьдесят девять процентов опрошенных ничего не делают, чтобы преодолеть искушения. Просто поддаются им и ничего не предпринимают. А как у нас? У нас есть это осознание, что нужно противостоять злу, что надо бороться, что нельзя просто говорить: «так получилось»? Великий Пост нам напоминает, что мы христиане, что надо постоянно вести духовную брань, что надо постоянно говорить злу – нет. Какой процент живёт день за днём с осознанием, что нельзя просто ничего не делать против искушения и говорить: «так получается». Но пытаться с Божьей помощью, всеми способами, которые Иисус нам открыл: молитвами, Словом Божиим, лучше знать, читать, питаться этим Словом, чтобы не поддаваться искушениям. У каждого из нас они могут быть другими, скорее всего.
Но ещё один вопрос, который сегодня надо задать: «как я себя веду перед лицом искушения? Стараюсь взять себя в руки, бороться или просто поддаюсь?» Вот на это надо ответить сейчас, в самом начале Великого Поста, чтобы это время для нас было плодотворным. Чтобы мы осознавали, какие наши самые частые искушения, какие падения. Какие грехи чаще всего повторяются в нашей жизни: по отношению к Богу, к близким, к родным, к коллегам на работе? Надо работать над собой, но, не надеясь на свои силы, на свои возможности, надо искать эту помощь у Господа, как Иисус нас учит.
Есть такие беспорядочные желания, есть такие искушения, рабами которых мы являемся, но не можем позволить себе сказать: Ничего не могу с собой поделать! А люди так и говорят: не могу. Мы не одни. Иисус провёл сорок дней в пустыне не ради себя самого, а ради нас, чтобы мы тоже могли, были в состоянии с Его помощью показать лицо злу, бороться, избавиться от него.
Поэтому Мартин Лютер сказал: «Нельзя помешать птицам летать у нас над головой, но вполне можно помешать им свить гнездо у нас в волосах». Мы с вами можем не позволить этого. И точно так же с искушениями. Искушения будут. Каждый день будут, но мы не можем позволить им пустить корни в нашей жизни, в нашем сердце и ничего не делать. Пост даёт нам помощь и указывает эти способы: молитва, чтение Священного Писания, пост. И будем просить сегодня помощи Божьей Матери, чтобы прибегать к более частой молитве, более живой, чаще питаться Божьим Словом, Святым Евангелием, читать, чтобы укрепиться духовно, чтобы избавиться от тех искушений, от тех грехов, которые мешают прийти со свободными сердцем к празднованию Воскресения нашего Господа.
о. Диогенес Уркиза