20160121_132753

21 января 2016 года небольшая группа казанских католиков пришла в гости к “старшим братьям по вере”  – по выражению Папы Франциска – в казанскую синагогу. Встретивший нас раввин Ицхак Горелик, подробно ответил на наши вопросы в молельном зале.

Фото с сайта http://samtatnews.ru/

Нас интересовала Тора: её структура, способы чтения и комментарии. Раввин рассказал нам, что Тора подразделяется на две части: письменную Тору, которую передали пророки в письменном виде и устную Тору, которая была передана теми же пророками, но уже в устном виде. В устную Тору входят комментарии и объяснения, как надо правильно понимать письменную Тору. Когда евреи не были так рассеяны по миру, то записывать устную Тору было нельзя. Каждый мог писать для себя, если захочет, но цельной книги быть не должно было. Больше 1000 лет после дарования Торы, когда евреи были уже изгнаны из Израиля, возникли опасения, что Тора будет потеряна. И тогда её стали записывать.

Предлагаем вашему вниманию конспект познавательного рассказа раввина.

Переписывать Тору просто так нельзя. Перед переписчиком обязательно должен лежать другой свиток Торы и если хотя бы одна буква написана неверно, то такой свиток читать уже нельзя. Во времена Моисея устная Тора сохранялась семьюдесятью человеками, которых Моисей для этой цели избрал, они передавали её из уст в уста. А когда возникла опасность забвения, то было решено всё записывать. Так получился Талмуд. В Талмуде разъяснялось писание, чтобы иудеи могли точно соблюдать и верно толковать дарованный им закон.

Например, написано “соблюдай день субботний”. Но как правильно соблюдать этот закон? Нельзя делать никакую работу. Но что считать работой? Таскать бревно – можно, а нажимать на кнопку или зажигать спички – нет. Этого никак нельзя понять, если нет устной традиции на этот счёт. Поэтому сейчас, когда печатается Тора, то к каждой заповеди сразу даётся комментарий.

В письменную Тору входят 24 книги: Пятикнижие Моисеево, книги пророков и Писания. Не ко всем книгам пророков есть пояснения. Некоторые пророки писали про будущие времена, которые ещё не настали и поэтому ещё не известно точно, как их толковать.

Написана Тора на древнееврейском языке, который практически такой же как и современный иврит. Современные израильтяне могут прочитать все слова, которые записаны в Торе, но не всегда могут понять смысл слов, которые уже исчезли из оборота.

Особенно нас заинтересовала информация о том, что даже буквы, которыми написана Тора, выглядят так, как завещал Господь пророку Моисею на скрижалях. Поэтому Тора, которая хранится в свитках и может читаться только три раза в неделю, написана одними буквами, а книги на иврите, изданные для каждодневного чтения –  другими буквами того же языка. Вид каждой буквы тоже имеет значение.

Например, написание священной буквы Алеф – первой буквы еврейского алфавита выглядит вот так:

Алеф

 

Каждая буква – как цифра. Алеф – это цифра 1. Эта буква состоит из нескольких. Вот одна буква – йод. Это самая маленькая буква – десятая буква еврейского алфавита. Точка такая наверху (A-B) , и ещё точка внизу (C-D). И есть линия, которая соединяет эти два йод (E-F). Основа верующего человека – это душа. Она находится внизу. И как она может объединиться со Всевышним – тем йод, который находится наверху? И надо найти эту линию, которая помогает связать нижний йод с верхним йод. И так каждая из букв что-то означает. И поэтому, если человек, например, напишет в свитке Торы Алеф по-другому или без маленькой полоски, соединяющей йод с линией, то это будет уже не кошерный свиток Торы, потому что буква потеряла свой смысл. Это как поцарапанный диск, который уже не может быть прочитан компьютером из-за этой, хотя бы и небольшой, царапины.

Когда Всевышний создавал этот мир, у него был план, как у архитектора. Он распланировал все события, которые произойдут в этом мире. Сколько тараканов будет в этом мире, сколько людей, что с ними произойдёт. Всё-всё-всё. И весь этот план Он вложил в текст письменной Торы. И поэтому тут нельзя менять ничего, ни одну букву. Но ещё надо уметь читать это. Такие люди как Моисей умели, необычные люди.

Если Алеф что-то означает и у неё есть какой-то вид, то, значит, каждая буква символизирует какую-то силу, какую-то энергию, которая выглядит именно так, как эта буква. И всё, что есть в мире, Всевышний создал с помощью буквы, энергии буквы. 22 буквы в алфавите и они составляют всё, что есть в мире. Все предметы, животные – всё. Когда ещё не был создан человек, но были уже Ангелы, то Всевышний сказал им, что человек будет умнее, чем они. Ангелы пытались дать имена всем животным, растениям, вещам. И это ведь не просто  – дать имя. Надо увидеть сущность. Ангелы не могли определить сущность вещей. А человек, Адам,  – мог. Он видел сущность каждой вещи, которой давал имя. И имя, данное каждой вещи на святом языке в Торе, означает её сущность. Есть люди, уровнем ниже Адама, которые, зная имя вещи, могут определить её сущность. Это тоже очень высокий уровень. Возникает вопрос о нас. Когда мы рождаемся, то нам даётся имя. На основании чего оно нам даётся? Как понять, какова наша сущность? Поэтому по еврейской традиции право дать имя человеку имеют только родители. Никто более не вмешивается в этот вопрос, потому что считается, что родителям Всевышний посылает правильную мысль  – какое имя дать ребёнку.

Цель человека – жить по правилам Всевышнего. Вопрос, что это за правила и как я могу их знать? Надо учить. Основа жизни – вера в Бога. И надо знать, во что ты веришь. Во-первых надо знать, что есть Бог, который создал мир ради какой-то цели. И когда ребёнок рождается, мы должны укрепить в нём это. Человек должен искать путь к Богу и это передаётся в семье, даже без слов. Если он видит, что родители строят свою жизнь вокруг веры в Бога, то это самый хороший урок для ребёнка. Вера в Бога  – это не дополнение к обычной жизни. Это вся жизнь. И это надо развивать. Надо думать, как Бог хочет, чтобы я жил: как я общаюсь с людьми, как я веду себя в момент ссоры. Делая каждый шаг думать, как это будет выглядеть в глазах Бога. Мы приходим в мир не для того, чтобы есть и пить. Не для этого наша душа спускается в этот мир. А для того, чтобы каждый миг чувствовать присутствие Всевышнего. Когда вы выходите на красивую улицу, то люди должны видеть, что вы  – человек, который живёт согласно закону Всевышнего. И таким образом вы можете говорить с людьми о Боге своей жизнью. Все годы, которые вам Всевышним отпущены. Но мы не ангелы, у нас не получается каждую секунду жизни свидетельствовать о Боге. Вспомним Авраама. В те времена, когда он жил, люди уже отошли от Бога. Молились идолам и имя Всевышнего никто не произносил. И главное задание Авраама было  – вернуть имя Бога в жизнь. Он открыл ресторан в пустыне и бесплатно кормил людей. И просил только одного: говорить спасибо Богу. Если человек  благодарил Бога, то он не должен был платить за еду, а если отказывался, то Авраам просил заплатить. И люди, чтобы не платить, произносили имя Бога. Аврааму же побуждения были не важны, потому что он считал, что таки образом Бог уже присутствует в жизни людей. И он победил. Сейчас даже неверующие произносят имя Бога, иногда даже не подозревая об этом.

Немного о синагоге, которая построена для того, чтобы люди могли приходить и молиться. Мы находимся в молельном зале, так называемом бет-а-кнессет. В шкафу за занавеской лежат свитки Торы.

20160121_132824Свитки Торы – святые, и иудеи не имеют права просто взять свиток и читать его. Это можно делать только, когда собираются минимум десять человек и только три раза в неделю. Есть порядок, как читать Тору. Каждую неделю читается какой-то отрывок. И в течение года чтение всего свитка завершается. Синагога так устроена, что люди молятся в эту сторону – сторону Арон Акодеш. И это направление Иерусалима. Люди собираются три раза в день. Стараются, что бы минимум десять человек собрались на каждую молитву. Человек, который ведёт молитву  – хазан, тоже стоит лицом к Иерусалиму. Люди сидят, есть моменты, когда нужно стоять. В центре находится стол – бима. Туда кладётся свиток Торы, который читается.

CZNtfLCB7uM

 

Благодарим раввина за интересную экскурсию в мир Торы. Нам кажется, что католикам важно знать историю Священного Писания и традиций еврейского народа, к которому принадлежит и наш Господь Иисус Христос. За помощь с контактами благодарим Евгению Сонц.

Маргарита ЯКУБОВИЧ