Tota pulchra es, Maria,
et macula originalis non est in te.
Vestimentum tuum candidum quasi nix, et facies tua sicut sol.
Tota pulchra es, Maria,
et macula originalis non est in te.
Tu gloria Jerusalem, tu laetitia Israel, tu honorificentia populi nostri.
Tota pulchra es, Maria.
Вся прекрасна Ты, Мария,
Грех первородный не коснулся тебя
Одежды Твои белы, как снег, и лик Твой подобен Солнцу.
Вся прекрасна Ты, Мария,
Грех первородный не коснулся Тебя,
Ты – слава Иерусалима, Ты – радость Израиля, Ты – прославление народа нашего.
Вся прекрасна Ты, Мария.
Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова…
Так кто же кого родил, точнее – кто кого зачал 8 декабря по литургическому календарю? Вопрос о датах был и остается волнующим для многих католиков, особенно для новоприбывших. Чаще всего можно услышать следующее: «если Непорочное зачатие – 8 декабря, то почему Рождество – 25? Это несколько меньше, чем девять месяцев!»
Не волнуйтесь, девять месяцев соблюдены. Все дети – и Мария, и Иисус – появились на свет вовремя, крепкими, красивыми и здоровыми. 8 декабря – это день зачатия Самой Марии ее родителями – по преданию, Иоакимом и Анной, и если отсчитать положенный срок, мы получим дату 8 сентября, когда празднуется Рождество Пресвятой Богородицы. Зачатие же Иисуса Девой Марией отмечается праздником Благовещения – 25 марта, это ровно девять месяцев до праздника Рождества 25 декабря. Разумеется, все эти даты весьма условны, но все же их подчинение естественному циклу человеческого воспроизводства делает дополнительный акцент на Воплощении: и Господь Иисус, и Его Матерь – люди из плоти и крови, разделяющие с нами всю участь человеческой природы.
Почему «Непорочное» зачатие? Здесь тоже нередко возникает путаница между зачатием Марии ее родителями и зачатием Марией Иисуса Христа. Мария была зачата вполне естественным путем с обоюдным и радостным участием отца и матери. Иисус же был зачат Ею от Святого Духа без участия мужчины, и в этом случае говорится о девственном зачатии.
«Непорочность» зачатия Девы Марии относится не к способу Ее зачатия, а к Ее состоянию в момент такового, то есть Ее свободу от первородного греха в момент зачатия. Это утверждение стало догматом Церкви лишь в 1854 г. во время понтификата Папы Пия IX, а прежде, со времен Средневековья было предметом полемики. Надо сказать, что светила средневековой схоластики, разумеется, не ставили под вопрос исключительную святость Богородицы и полноту благодати, дарованную Ей по слову Господа; не вызывало сомнений и то, что Дева Мария была искуплена Христом уже в утробе матери в предвидении заслуг Ее Сына. Камень преткновения заключался в следующей детали: такие теологи, как Бернар Клервосский, Альберт Великий и Фома Аквинский полагали, что оправдание возможно лишь после зачатия. Францисканские теологи, прежде всего Дунс Скот, руководствовались более логикой любви, чем просто логикой, а потому настаивали, что Богородица была свободна от первородного греха уже в момент зачатия Ее плоти. Дунс Скот указывает, что освобождение Марии от первородного греха – высшая степень Его любви и совершеннейший способ искупления – то, что соделано Божественной любовью Сына к Своей Матери. Иисус – «Искупитель, Примиритель и Посредник, а потому Она была непричастна первородному греху. Ведь совершеннейший посредник осуществляет совершеннейший акт посредничества по отношению к тому лицу, за которое ходатайствует; но Христос является совершеннейшим посредником. … Ни за какое лицо Он не ходатайствовал в большей степени, чем за Марию, [следовательно] Он исходатайствовал для Нее сохранение от первородного греха». (С. 305)[1] И далее: «Более важное благодеяние – предохранить от зла, нежели позволить впасть во зло, а потом от него избавить» (С. 309).
Сегодня в псевдобогословских рассуждениях можно нередко встретить мнение о том, что «католики сделали из Марии, Матери Иисуса, бесплотный образ, лишенный всякой человечности и женственности», и произошло это, якобы, во многом из-за провозглашения догмата о Непорочном Зачатии. Нет ничего более далекого от правды.
Сохранив свою Матерь от «заражения» первородным грехом, Он не избавил Ее тело от последствий первородного греха: хотя нам ничего не известно достоверно, но Мария взрослела и старела, Она испытывала боль и недостаток сил, Она могла заболеть, а во время беременности испытала все, что испытывают женщины. «Посредник может примирить кого-либо, освободив его от наказаний, для него бесполезных, и оставив наказания ему полезные. Первородный грех не был полезен Марии, однако временные наказания были Ей полезны, так как благодаря им Она приобрела заслуги» (С. 309) Так что же, образ все еще бесплотный?
Свобода от первородного греха не означает отсутствие свободной воли Марии. Она могла согрешить, могла сказать Богу «нет» в момент ангельского приветствия. Любовь, сохранившая Марию от первородного греха, как любая настоящая любовь, не потребовала гарантий и обязательств, не подавила свободу. Более того: наивысшая степень любви дает наивысшую степень свободы.
Автор: Анастасия Паламарчук.
Источник: Сайт Ордена Проповедников в России
[1] Иоанн Дунс Скот. Избранное // под ред. Г.Г. Майорова. С. 305. (Maria Immaculata). С. 305-309