30 ноября Католическая Церковь празднует Торжество святого апостола Андрея, галилейского рыбака, закидывавшего сети на берегу Галилейского моря, возле города Капернаума, где-то на самом краю Великой Римской империи. Первого ученика призванного Спасителем, покровителя России и Шотландии, заступника моряков и терпящих бедствие на водах, давшего имя первой и главной награде России – ордену Святого Андрея Первозванного, человека, принёсшего весть о Спасении в далёкие земли, населённые праславянскими народами.
Русские летописи, написанные более чем через тысячу лет после миссионерских путешествий и мученической кончины апостола Андрея, утверждают, что первый из учеников Христа побывал на том месте, где впоследствии был основан Киев – мать городов русских и предрёк великое христианское будущее этих мест. И сегодня православные церковные историки не пришли к единому мнению о том, является ли этот рассказ достоверным историческим свидетельством или же это только легенда, но бесспорно одно – святой Андрей, издревле пользовался в России особым почитанием.
Андрей и его брат Симон, прозванный Петром, происходили из Вифсаиды, города на берегу Галилейского озера и, как и многие другие жители тех мест, были рыбаками. О роде их занятий и, значит, об общественном положении очень ясно говорится в книгах Нового Завета. В то время, проникнутое мессианскими настроениями, общество Израиля ожидало прихода Спасителя. Достаточно часто под Спасением понималось освобождение народа Израиля от власти римлян. Ожидание выливалось в страстные споры, толкования текстов Ветхого Завета в попытке понять, откуда следует ожидать избавления и как, по каким признакам, можно будет узнать грядущего Избавителя.
Множество образованных людей, прекрасно знавших Писание, находились в ожидании, вслушиваясь и всматриваясь в знаки, предсказанные в Ветхом Завете, чтобы не пропустить явление долгожданного Мессии, но первыми призванными, первыми, узнавшими Спасителя, оказались не эти учёные люди, а простые рыбаки. Евангелие от Иоанна описывает первую встречу Иисуса и Его первого апостола так: «На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом. Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви, — что значит: учитель, — где живешь? Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа. Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра. Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос» (Ин 1 35-41). Иоанн описывает первую встречу Андрея со Христом, в то время как Матфей и Марк рассказывают уже об избрании первых апостолов, когда проходящий по берегу озера Христос призывает Андрея и его брата следовать за Ним, обещая сделать их «ловцами человеков» (Мф 4, 18-19, Мк 1, 16-18). Не потому ли именно они оказались в числе первых призванных, что при первой же встрече со Спасителем им открылось, что перед ними Сын Божий, что они в чистоте своих сердец оказались готовы немедленно оставить всё, чем жили прежде и следовать за Господом? Евангелие рассказывает нам о том, что братья пригласили Христа к себе, о том, что в их доме Он не только был гостем, но и исцелил тёщу Петра.
Вновь Новый Завет говорит об Андрее, перечисляя тех, кого Христос посылает на проповедь, наделяя даром исцелять больных и воскрешать мёртвых. Дальнейшая история жизни и проповеди Андрея покажет, что этот дар Учителя остался с ним до самой мученической кончины. Учитывая, как немногословны Евангелия, говоря о тех, кто окружал Иисуса в Его земной жизни, можно сказать, что об Андрее сказано достаточно много. Он присутствует при чуде умножения хлебов и рыб (Ин 6, 8-9), ему на горе Елеонской Христос рассказывает о грядущем Втором пришествии и конце времён. Андрей вместе с Филиппом приводит к Христу Еллинов, ищущих поклониться истинному Богу. Андрей был свидетелем Воскресения и Вознесения Иисуса, слышал обещание о ниспослании Утешителя и был в Иерусалимской горнице, когда Святой Дух, сойдя на учеников, исполнил их мудростью и отвагой.
Евсевий Кесарийский в своей «Церковной истории» упоминает, что отправленные воскресшим Христом на проповедь апостолы бросили жребий о том, кому в каких местах проповедовать Слово Божие и Андрею досталось идти в Скифию. Другие источники называют также Фракию и даже Индию, и утверждают что, начав свою проповедь у берегов Понта Эвксинского (Чёрного моря), он достиг территории современной Абхазии, а также проповедовал на территориях сегодня занятых Румынией и Болгарией.
Жития апостола повествуют о множестве совершённых им чудес, о воскрешении мальчика по имени Египтий, а также детей в Никомидии и Фессалониках, о воскрешении вынесенного морем на берег утопленника, который предпринял путешествие в Патры, чтобы услышать проповедь апостола, но был смыт с палубы во время шторма.
Почти везде, где проповедовал Андрей, он подвергался гонениям и истязаниям со стороны властей, но раны, нанесённые мучителями, мгновенно заживали, а дикие звери, которых выпустил на него на стадионе проконсул Фессалоник Вирин, не причинили ему вреда. Да, сейчас никто не может сказать с уверенностью, все ли эти удивительные события, описанные различными историками или сохранённые в устных преданиях, происходили в самом деле или же народная вера и легенды расцветили их яркими, и даже сказочными деталями. Могли ли дикие звери лизать руки мученику, спрашиваем себя мы, современные христиане, но разве не повторяем мы в молитве слова 90 Псалма, обещающие праведнику: «…на аспида и василиска наступишь, попирать будешь льва и дракона “За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его, долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое»?
Главным же чудом, явленным через апостола Андрея было то, что по слову простого рыбака обратились целые народы: «Дивные и воистину угодные Богу мужи — я говорю об апостолах Христовых,— проводившие жизнь в совершенной чистоте, украсившие душу всеми добродетелями, говорили языком простым – писал об апостолах Евсевий Кесарийский. – Они полагались на Божественную и чудесную силу, дарованную Христом, но не умели, да и не пытались рассказать об учении Христа убедительным и искусным словом. Только при помощи Духа Божия и по Его указанию, только по чудодейственной силе Христовой, в них действовавшей, разносили они по всей вселенной весть о Царствии Небесном, не умея тщательно подбирать слова, да и мало об этом беспокоясь. Они поступали так, потому что несли служение великое и превышающее человеческие силы».
Совершив свой великий труд, апостол Андрей принял мученическую кончину в городе Патры. Его привязали вниз головой к косому кресту, и в таком положении он два дня проповедовал с такой убедительностью, что толпа, присутствовавшая при казни требовала освободить его и многие, слушая его, обратились. Одна из легенд говорит, что раскаявшийся правитель Патр велел освободить апостола, но тот знал, что настал его час идти к Учителю, и посланные солдаты не сумели развязать верёвок, которыми мученик был привязан к кресту.
Мощи святого хранились в городе, где он дал последнее свидетельство своей веры во Христа – свидетельство кровью. В 357 году часть реликвий святого была перенесена в Константинополь, где находилась до 1206 года, когда во время Четвёртого Крестового похода папский легат кардинал Капуано перевёз реликвии в Италию. В 1460 году, после вторжения турков в Патры, глава апостола, сохранявшаяся там также, была доставлена в Рим, где и находилась до 1964 года, когда бесценная реликвия была возвращена в Патры Папой Павлом VI.
Анна Кудрик
Источник: Архиепархия Божией Матери в Москве