IMG_2489 (1)

ВОСКРЕСНАЯ ПРОПОВЕДЬ О.ЗБИГНЕВА БАРТОШЕВСКОГО,

который находился с 5 по 8 ноября с пастырской визитацией в нашем приходе

Сегодня в нашем приходе проходит уже последний день канонической визитации (так она называется в церковной терминологии), которую имеет обязанность  совершать  епископ в каждом приходе раз в пять лет. К сожалению, из-за загруженности,  наш епископ не смог приехать лично и  для облегчения в пасторской необходимости, назначил 12 священников – визитаторов.

Среди них также и ваш отец-настоятель, которому тоже предстоит провести такую визитацию в одном из приходов нашей епархии. Всё это, конечно, ради того, чтобы наш владыка хорошо понимал и знал, каково состояние всех приходов нашей епархии.

Миссией церкви является человек. Целью работы епископов и священников является конкретный верующий человек – и это самое важное. Наш дорогой владыка Клеменс хочет знать, прежде всего,  о духовной жизни наших приходов, монашеских конгрегаций, если они есть, работающих в наших приходах, о духовной жизни священников, прихожан, но и не только.

Прошу обратить внимание на интересность сегодняшнего Евангелия, особенно  сегодня, когда собираются пожертвования на нужды “Каритаса” нашей епархии. Ведь вопрос о состоянии прихода затрагивает и экономическую сферу. Какова экономическая ситуация наших приходов? В состоянии ли наши прихожане содержать свой приход финансовом в плане тоже? Как  заботятся о своих храмах?

У вас очень красивый храм в Казани. Я впервые в жизни вообще в Казани и мне очень нравится ваш храм, но  чтобы он так выглядел, кто-то должен за всем этим смотреть. С одной  стороны – ваши пожертвования, с другой стороны – забота настоятеля, забота сестер и сотрудников… Я не хочу говорить и кого-то упрекать, сколько денег мы даем на пожертвования на наш храм.  Но спросить стоило бы: «Как мы смотрим за нашим храмом?». Это не так сложно, не так тяжело. Как часто мы помогаем нашим сёстрам в уборке этого храма? Делаем ли мы это вообще? Священники меняются – я только четыре года в Ростове, не так давно там поменялся настоятель в приходской общине. Мы меняемся, сёстры меняются. Направляют нас-настоятелей в другие места, а вы остаетесь. Это ваш храм, это святое место. Это ваш храм, вы здесь останетесь по большому счету и хорошо было бы себе ответить на вопрос: Как мы включаемся в жизнь нашего прихода, как мы помогаем? Это всё проистекает, вот эти все вопросы сегодняшнего Евангелия. Иисус сел у тринадцатой сокровищницы (готовясь к сегодняшней проповеди я прочитал, что столько их было). Двенадцать было тех, в которые  опускали деньги иудеи, в которые обязаны были жертвовать раз в году или больше. И вот эта тринадцатая сокровищница, у которой Иисус сел, была для добровольных пожертвований. Туда опускали люди деньги добровольно: какие хотели, сколько могли на содержание этого огромного Иерусалимского храма. И что увидел? Вот увидел эту бедную вдову, которая пожертвовала всё, что имела. «Все, что имела, все пропитание свое» (Мк. 12, 44), как говорит сегодняшнее Евангелие.

Конечно же, только Иисус это знал, только Он это заметил, что она отдала всё. Но ведь дело не в том, чтобы мы отдавали всё, что у нас есть. Ведь “всё” не имеется в виду только в плане денег, а в плане всего нашего обладания. Необходимо давать это всё с любовью, от чистого сердца. «Возьми и отстань от меня!» – можно и так подойти к другому человеку, – «сегодня я тебя еще послушаю, но больше ты ко мне не обращайся!»  – Вот время, которое мы посвящаем другому человеку.

Мы хотим делиться тем, что у нас есть, и мы умеем это делать. И хорошо, если мы от чистого сердца, с любовью что-то жертвуем для другого человека. Мы ведь не хотим только брать – это наше человеческое, это естественно.

Человек, любой человек хочет и  давать, поскольку отдавая, мы себя чувствуем более полноценными, мы растём. «Я смог что-то дать другому человеку!» Это для нас очень важно. Слова одного из таких религиозных песнопений  молодежи:« Ибо отдавая, мы получаем. Забыв о себе – находим себя» (Иоганнес Брамс «Душа монаха»).

Так и есть на самом деле. Шесть лет я работал в Москве, в Кафедральном соборе на Малой Грузинской. Может быть кто-то из вас был в этом большом храме. Шесть лет я там работал, и было одно время, когда у храма просили милостыню двое мужчин-бомжей. Конечно, они оказались на улице (как правило это бывает так) из-за своего пьянства. Какой-то своей немощи, но не из-за болезни. Смотрел на них: один – высокий такой, худой, а второй- чуть-чуть пополнее, небольшого роста. И вот они какое-то время, наверное, несколько месяцев стояли у Кафедрального собора, в Москве у забора, и просили милостыню. Казалось бы, ничего такого особенного: бомж, он сам виноват в своём состоянии.

Но как я удивился, когда узнал, что один из них оказался католиком. И даже однажды этот человек пришёл ко мне на исповедь. Нормально  исповедовался, а спустя какое-то время я узнал, что этот человек умер.  Как я удивился тогда, когда он пришел на исповедь и нормально исповедовался.

Второй из этих бомжей (я их называл «нашими бомжами московскими») однажды зашёл в храм с кульком той мелочи, которую люди жертвовали у забора храма – копейки, но этих копеек было очень много. И он пожелал эти деньги отдать на содержание храма.

Можно сказать: «Просто нечего ему было делать с этой мелочью. Что покрупнее потратил, а вот эту мелочь принёс в храм». Можно и так подойти к этому, а может быть это просто знак того, что и он, хоть и без места этого постоянного жительства, хотел что-то пожертвовать на храм. Пожертвовать кому-нибудь, Богу.

А однажды случилось так, что он зашёл в храм во время богослужения. И идя прямо по главному нефу, подойдя к ступеням у Алтаря, пал на колени. А я как раз служил Святую Мессу и думаю: «Интересно, что он придумал? Что он там задумал?». А он постоял немножко на коленях, (даже, по-моему, может он и расплакался, что-то я такое расслышал) поднялся и ушёл.

Как же легко поставить крест на человеке, как легко! Но Господь по-другому смотрит на нас самих, на наши ошибки, на нашу жизнь. По-другому смотрит и на таких людей.

Это всё для подтверждения того, что мы хотим давать.  Мы умеем давать  любовь и любить, имеем время и хотим посвящать его другим людям. И хорошо, если мы это делаем, «ибо отдавая, мы получаем. Забыв о себе –  находим себя». Аминь.

о.Збигнев Бартошевский, SDB